Что делать, если загудел подшипник ступицы?
В процессе длительной эксплуатации легкового автомобиля начинает возникать разнообразный шум, указывающий на износ какого-либо элемента ходовой части. Водители с многолетним стажем нередко определяют изношенную деталь по звуку, диагностика мастеров СТО подтверждает эти предположения. Если вовремя распознать, что гудит подшипник ступицы, то удастся спокойно поменять запчасть без критических последствий.
О причинах износа
Срок службы ступичных подшипников зависит от многих факторов и лежит в широких пределах – от 50 до 150 тыс. км в зависимости от марки автомобиля. Как правило, заводские детали работают значительно дольше замененных запчастей и «выхаживают» 80–150 тыс. км. Естественный износ элементов, купленных в автомобильном магазине, наступает через 50–70 тыс. км (исключая оригинальные запчасти).
Детали, установленные на заднюю ось машины, служат дольше передних.
Подшипник ступицы изнашивается и шумит по таким причинам:
- недостаточное количество смазки в сепараторе либо ее избыток, наносящий не меньший вред;
- попадание внутрь механизма пыли, грязи и влаги вследствие повреждения сальников и пластиковых защитных пыльников;
- воздействие на ролики продуктов износа – металлических частиц и стружки;
- некачественная либо неподходящая смазка, вытекающая из сепаратора в результате нагрева.
Примечание. Если при замене был установлен бракованный подшипник или подделка, шум может появиться спустя 5–20 тыс. км.
Процессы износа детали значительно ускоряются в тяжелых условиях эксплуатации:
- Постоянная езда с максимальной загрузкой по разбитым дорогам.
- Большая часть пробега авто пройдена на высоких скоростях.
- Эксплуатация машины на грунтовых дорогах, в сильный мороз и жару.
- Проблемы с тормозными механизмами, которые постоянно греются и передают часть тепла подшипникам, увеличивая их рабочую температуру.
- Не настроены углы развала – схождения передних колес.
Конусные подшипниковые узлы нередко выходят из строя вследствие сильной затяжки ступичной гайки, регулирующей тепловой зазор между роликами и внешней обоймой. Похожий результат дает ослабление гайки – в механизме появляется люфт и ролики разбиваются гораздо быстрее.
Гул подшипника проявляется раньше положенного срока, когда хозяин авто слишком увлекается тюнингом – ставит диски и шины больших размеров с приличным вылетом наружу. По факту увеличивается масса колес и меняется центр тяжести, происходит перераспределение нагрузок и деталь шумит через пару десятков тысяч км. В подобных случаях стоит задуматься об установке усиленной версии подшипника.
Диагностика подшипниковых узлов
Важно вовремя засечь первые симптомы износа элементов – это даст вам маленький запас пробега до замены. Определить, как гудит подшипник довольно просто: вспомните звук разгоняющейся электрички либо поезда метро и сравните с шумом ходовой части автомобиля.
Замечание. Не перепутайте гул изношенных ступичных механизмов с воем «подгулявших» трансмиссионных агрегатов – коробки передач и редуктора заднего моста. Звуки очень похожи, но трансмиссия воет в определенных режимах – при нагрузке (разгоне), или наоборот, после отпускания педали акселератора. Подшипник ступицы шумитпостоянно.
На первой стадии износа гудящий звук подшипниковых механизмов проявляется на скорости 40–50 км/ч и нарастает в процессе разгона машины. Позже к гудению добавляется треск и стук, свидетельствующий о частичном разрушении сепаратора и выпадении роликов. На последней стадии деталь разваливается на куски, колесо заклинивает либо поворачивается поперек дороги, что представляет большую опасность для пассажиров авто и находящихся неподалеку пешеходов.
Как узнать, где находится колесо с нерабочим подшипником:
- Сначала внимательно прислушайтесь, откуда доносится звук – со стороны передней либо задней оси. Если сомневаетесь, проверьте изменение шума в крутом повороте. Негодная деталь передней ступицы загудит сильнее.
- Исключив 2 исправных колеса, переходите к диагностике оставшихся ступиц. Поочередно поднимайте домкратом каждую сторону автомобиля, вывешивайте колеса и вручную пробуйте их качать вдоль оси вращения в вертикальной и горизонтальной плоскости. На изношенную деталь укажет увеличенный люфт (маленький вполне допускается).
- Чтобы исключить шатание колес из-за разбитых шаровых пальцев, попросите помощника нажать педаль тормоза в момент проверки. Люфт исчез – точно виноват подшипник.
- Быстро вращайте подвешенное колесо. Если слышны посторонние стуки или вращение требует определенных усилий, проблема в подшипниковом узле.
- Выработка сепаратора и роликов вызывает вибрацию, ощущаемую прикосновением руки к ступице в процессе кручения колеса.
На слух довольно сложно определить, какой подшипник окончательно износился, когда выходят из строя сразу 2 детали, расположенные на разных осях. Гул идет с обеих сторон, локализовать неисправность нереально. Существует два способа уточнить местонахождение: вывешивать и проверять все колеса поочередно либо воспользоваться подъемником станции техобслуживания.
Неисправный подшипниковый механизм всегда нагревается интенсивнее остальных. Если во время движения вы услышали гудение, остановитесь и ощупайте колпачки ступичных гаек, сравнивая температуру. К сожалению, способ неприменим при установленных декоративных колпаках – пока вы их снимете, металлические детали остынут.
Что делать с гудящим подшипником?
Первый вопрос, возникающий после обнаружения неисправности, – можно ли ездить дальше. Отложить ремонт автолюбителей вынуждают различные обстоятельства: срочная поездка, отсутствие свободного времени для замены и банальная нехватка денежных средств. Отдельные личности надеются на русский «авось» и продолжают эксплуатацию машины до последней степени изношенности.
Окончательная поломка подшипника любого из передних колес опасна в первую очередь для пассажиров авто. Если сепаратор рассыплется, в ступице появится огромный люфт, колесо начнет вилять и машина потеряет управление. Чем это закончится при движении на высокой скорости, предсказать трудно. Разрушение заднего подшипникового узла не настолько критично – неисправность просто обездвижит автомобиль.
Подобные поломки нередко приводят к отрыву переднего или заднего колеса, летящего дальше по инерции. В интернете достаточно видеоматериалов, показывающих, куда попадают оторвавшиеся автомобильные скаты – во встречный транспорт, пешеходов и так далее. Оставшись невредимым в результате аварии, хозяин колеса может нанести ущерб и травмы окружающим.
Как следует поступить, когда загудел подшипник:
- Самостоятельно выполните диагностику, не откладывая в долгий ящик. Точно выясните, с какой стороны находится проблемная деталь.
- Передний ступичный подшипник, издающий характерный гул, настоятельно рекомендуется поменять сразу.
- Если после обнаружения неполадки необходимо добраться до гаража, двигайтесь медленно и аккуратно. Периодически останавливаясь, проверяйте степень нагрева ступицы и давайте возможность остыть.
- С неисправным задним механизмом тоже затягивать не стоит. Выделите на замену детали время и при необходимости изыщите средства либо поставьте машину на прикол, пока не произведете ремонт.
Считается некорректным вопрос, сколько можно ездить с гудящим подшипником ступицы. Ни один автомеханик в здравом уме не даст определенного ответа, поскольку подобная езда сродни лотерее. Практический опыт показывает, что большинство водителей не желает рисковать и доводить ситуацию до крайности, а потому меняет нерабочую деталь своевременно.
Устройство подшипника ступицы переднего колеса и 3 способа его замены
Для того, чтобы езда на автомобиле была надежная и безопасная — необходимо следить за техническим состоянием ключевых узлов. Одним из таких узлов является ступица. При износе ступичного подшипника автомобиль становится менее управляемым и неустойчивым на дороге. Поэтому стоит вовремя уметь понять, что подшипник требует ремонта.
Функции подшипника ступицы переднего колеса
Каждое из колес на автомобиле имеет свою ступицу. Основной функцией является обеспечение вращения колеса вокруг своей оси, а также крепления его к осям. Кроме того, при переднем приводе ступица выполняет еще и функции трансмиссии. То есть передает крутящий момент на колеса. Так же к ступице крепится тормозной барабан. В новых современных иномарках в ступицу вмонтировано большое количество датчиков, которые контролируют качество езды и системы торможения.
Исходя из года выпуска, марки и модели машины ступичные подшипники могут быть:
- шариковые радиальные;
- роликовые радиальные;
- роликовые радиально-упорные.
Сама ступица изготавливается из чугуна или различных марок стали — это делает ее прочной и выносливой. Как правило ремонты этого узла заключаются только в замене подшипников и замене смазки. Подшипник снимается и ставится с помощью съёмного ключа. Некоторые автолюбители сбивают его молотком, но это делать крайне нежелательно, ведь можно повредить посадочное гнездо для подшипника.
Устройство подшипника
Подшипник передней ступицы имеет три составляющие части: де обоймы (внешнюю и внутреннюю) и ролики в кассете. С боков эта конструкция закрывается сальниками. Сам подшипник напрессовывается и затягивается гайкой. Степень затягивания гайки регулирует степень зажатия подшипника. Бывает, при небольших стуках в ступице достаточно просто подтянуть гайку. Подшипник должен всегда находиться в смазанном состоянии для увеличения срока службы.
Причины износа
Причин износа ступичного подшипника может быть несколько.
- Отсутствие смазочных материалов в подшипнике.
- Перегруз автомобиля, а как следствие и перегруз ступичного узла.
- Агрессивная манера вождения, а именно езда по песку или пыли под самое дно автомобиля. Это может повлечь за собой попадание влаги, грязи и песка, а после этого уже и деформирование подшипника.
- Перегруз узла при заносах и дрифтовании. При заносах, резких поворотах идет перегруз узла, и это со временем приводит к износу деталей.
: Как выгодно продать Вольво S60
Конечно это не значит, что любой перегруз сразу повлечет последствия. Нет, это все постепенно, при эксплуатации и на протяжении времени.
В большинстве случаев ролики в подшипнике разрушаются не от качества езды и дорог, а от дефектов с завода — изготовителя или просто от эксплуатации. Ступичные подшипники, специально разработанные для увеличенной нагрузки, и имеют большой запас прочности.
Признаки износа
На начальных этапах неисправность определить практически невозможно без специального оборудования. Это становится понятно только при наличии гула от колеса. Именно это и есть первый признак износа подшипника. Гул очень похожий на шум от самолета. Такой же гул может быть при сильной затяжке ступичной гайки или ее слабой затяжке. Шум обычно на разной скорости разный. Так же признаком неисправности ступичного подшипника может быть люфт на колесе.
Самый простой способ определить неисправность в ступице — это постукивание ногой по колесам. Если при постукивании есть определённый люфт или звук, то это может быть первым признаком еще задолго до гула.
Если ступица начала уже гудеть, стучать или потрескивать при езде, то нужно провести более детальный осмотр узла и его последующий ремонт. Езда по дорогам может быть опасна и для Вас, и для окружающих.
Замена ступичного переднего подшипника
Разберем поэтапно, как именно проводится замена:
- Включаем на автомобиле ручной тормоз, ставим на передачу. Задние колеса блокируем упорами, для предотвращения качения автомобиля.
- Затем, не поднимая на домкрат, «срываем» ступичную гайку. Она обычно затянута очень хорошо. Для того чтобы машина не катилась, напарник в этот момент должен нажимать на тормоз.
- Поднимаем колесо на домкрате и снимаем колесо, затем отвинчиваем суппорт. Следующим шагом будет снятие тормозного диска со ступицы. Дальнейшие действия можно сделать тремя методами:
- Первый — подшипник посредством съемника снимаем прямо на месте, без снятия с автомобиля поворотного кулака. Этот метод может подойти не всем, ведь для этого нужна ремонтная яма или подъёмный механизм. Так как места там не особо много и развернуться не получится. Однако плюсом является то, что при такой замене подшипника не сбивается настройка развала, так как болт регулировки при таком способе не трогается. Если в этом положении удобно работать, то вытаскиваем или выбиваем ступицу и снимаем подшипник.
- Второй вариант заключается в свинчивании всего механихма кулака и уже в снятом виде с использованием тисков и съемного ключа производится замена подшипника. Однако при таком варианте сбивается настройка развала. Но все же этот способ самый распространенный среди автомобилистов. Перед снятием нужно выставить две метки: одну — болт стойка, а вторую — поворотный кулак стойка. Когда происходит сборка, зачастую точности достичь не получается, однако метки дают возможность собрать практически так же как и было. Стоит отметить, что если Вы производите комплексный ремонт ходовой, а именно замену шаровых опор, наконечников и сайлентблоков — тогда это способ тоже будет наиболее подходящий и удобный.
- Третий — заключается в снятии стойки целиком, а потом уже с применением тисков и съёмного ключа производится замена подшипника. Это наиболее трудоемкий способ, однако не у всех получается применить первые два способа по разным причинам.
- Следующим шагом, выбиваем аккуратно ступицу с подшипника. Затем снимаем стопорное кольцо. Далее с помощью съёмника выпрессовываем подшипник.
- Гнездо под подшипник стоит очистить от старой смазки и мусора, затем смазать и запрессовать в поворотный кулак новый подшипник.
- Устанавливаем на место стопорное кольцо. Ступицу посредством наставки забиваем в поворотный кулак (прилагаемое усилие при забитее должно идти на внутреннюю сторону подшипника и никак иначе).
: Что лучше Mitsbishi ASX или Nissan Qashqai
А далее в обратном порядке собираем все механизмы, которые были разобраны.
Автослесари рекомендуют менять смазку в ступице каждые 20 — 30 тыс. км, даже без наличия гула, постукивания и люфта. Это может сэкономить средства на более дорогостоящие ремонты.
Какую смазку применять для смазки подшипника?
Материалов для смазки на прилавках существует большое количество: есть специализированные и многофункциональные. Самая распространенная смазка для ступичных подшипников — смазка «Литол». Так же при замене смазки в подшипнике обратите внимание на состояние старой смазки. Если она засохла или взялась комками — не используйте ее больше в этом узле.
Заключение
При правильной, качественной сборке и надлежащем качестве деталей замену подшипников ступицы нужно делать не часто. Подшипник изготавливается с большим запасом прочности. Так же, если следить за наличием и состоянием смазки в подшипниках, то замена будет крайне редкая. Ведь порой легче не допустить поломки, нежели ее ремонтировать.
Подшипник ступичный: для чего предназначен и как проверить ступичные подшипники
Ступичный подшипник – элемент для крепления колеса к ступице или поворотному кулаку. Указанный подшипник напрямую интегрирован в саму ступицу, так как непосредственно отвечает за возможность свободного вращения колеса.
Другими словами, ступица, подшипник (подшипник колеса) и некоторые другие детали (например, шпильки) являются единой конструкцией, которую принято называть колесной ступицей в сборе.
При этом ступичный подшипник является важной составляющей. Далее мы рассмотрим, что такое подшипник ступицы, как он устроен, какие типы ступичных подшипников бывают и т.п.
Ступичные подшипники: какими бывают подшипники ступицы, особенности и эксплуатация
Начнем с того, что простейшие ступичные подшипники начали устанавливать еще в те времена, когда активно использовались кареты и телеги, а основной движущей силой был не двигатель внутреннего сгорания, а лошади.
Однако в дальнейшем различные виды транспорта начали активно развиваться. Что касается автомобилей, двигатели становились все мощнее, средняя скорость авто стала увеличиваться.
С учетом того, что во время движения ступичный подшипник подвергается большой нагрузке, данный элемент также постоянно дорабатывался в целях повышения надежности. Также все более актуальным становился вопрос касательно общей ремонтопригодности ступицы.
- Прежде всего, в автомобиле колесо должно быть надежно закреплено, а также должна быть реализована возможность вращаться максимально легко, тихо и свободно, с минимумом потерь на трение. Также не допускаются люфты.
Сами ступичные подшипники должны быть надежными, так как подвержены серьезным нагрузкам (например, перепады температур, работа в условиях повышенной влажности и загрязненности, воздействие химических реагентов с дороги, ударные нагрузки, рывки и толчки приводов, нагрузки при торможении, во время прохождения поворотов и т.п.).
Итак, если в целом рассматривать ступицу колеса автомобиля, можно выделить два типа ступичных подшипников:
- шариковый радиально-упорный подшипник;
- роликовый конический подшипник;
Такие элементы активно используются на разных осях, как на передней, так и на задней (например, подшипник передней ступицы или задний ступичный подшипник). Если рассматривать типы подшипников более подробно, можно выделить целых 4 поколения ступичных подшипников.
Основным является деление на однорядные ступичные подшипники и подшипники HUB. При этом следует отметить, что простой однорядный подшипник уже достаточно давно был заменен на более современные версии подшипников Hub Unit Bearings или HUB.
- Подшипник ступицы колеса однорядный (ступичные однорядные подшипник), в свою очередь, делятся на шариковые, а также роликовые конические. На деле, такой тип имеет отличительную особенность в виде достаточно большого расстояния между точками приложения нагрузок.
Если говорить о недостатках, использование такого подшипника потребует создать нужный преднатяг во время работы со ступицей, что значительно усложняет монтаж. Также подшипники данного типа нуждаются в регулярном обновлении смазки. С учетом таких нюансов инженеры в дальнейшем предложили более совершенный подшипник ступицы.
- Подшипник HUB активно вытесняет однорядные типы и часто используется в ступицах грузовиков, внедорожников, легковых авто и т.д. При этом существует целых три типа таких подшипников (HUB-I, HUB-II и HUB-III).
Первый вариант является цельным узлом, который включает в себя двухрядный радиально-упорный шариковый или двухрядный роликовый конический подшипник. Конструктивно имеется 1 внешнее кольцо, 2 внутренних кольца, а также набор шариков или роликов, между которыми зазоры подобраны наиболее оптимально. Также реализована оптимизация угла контакта подшипника с учетом нагрузок и целевого назначения конкретного ТС.
Такой подшипник имеет уплотнители и внутри наполнен особой пластичной смазкой, которая рассчитана на весь срок службы элемента. Также это подшипник компактный, прост в установке (например, отсутствие прокладок-распорок для регулировки упрощает монтаж), на машинах с ABS элемент может иметь специальный датчик антиблокировочной системы.
Версия HUB-II отличается от первого типа наличием специального фланца на внешнем кольце подшипника. Указанный фланец получает шпильки или отверстия под болты, крепится к ступице или тормозному диску.
Такие подшипники используются вместе с вращающимся внешним кольцом и ставятся на ось автомобиля, которая не является ведущей (как на переднюю, так и на заднюю). Другими словами, на авто может стоять HUB-II подшипник ступицы передней или задней на не ведущих осях.
На ведущие оси ставится версия подшипника, где внешнее кольцо крепится к элементам подвески автомобиля, тогда как внутреннее кольцо вращается. Такая конструкция встречается там, где передняя ось ведущая (передний подшипник ступицы).
Как и в первом случае, датчик ABS интегрируется в ступицу. Если сравнивать HUB-II с предшественником, монтаж еще более упрощен, также удалось снизить вес и сделать решение компактнее HUB-I.
Ступицы с HUB-III отличаются от предыдущих версий тем, что 2 кольца подшипника (внешнее и внутреннее) получили фланцы. Чтобы в местах соединения не возникала активная коррозия, детали имеют особое гальваническое покрытие.
Нагрузка распределяется динамически и значительно уменьшена за счет наличия отдельного внутреннего кольца, которое использовано для отдельного ряда тел качения. Внутренне кольцо монтируется на полуось посредством шлицевого соединения, через него передается крутящий момент.
Еще внутреннее кольцо зафиксировано дополнительно в осевом направлении, а внешнее кольцо прикреплено к ступице. Внутренне кольцо, которое вращается, крепится к тормозным дискам. Размеры всего ступичного узла рассчитываются под авто конкретной марки и модели.
Как и предшественники, HUB-III имеет уплотнители и заполнен пластичной смазкой. Виды уплотнений зависят от особенностей и условий эксплуатации. Кстати, имеется возможность установки как отдельного датчика ABS, так и многополюсного магнитного кольца, которое монтируется в области вращающегося элемента ступичного узла.
Главным преимуществом подшипников данного типа принято считать максимально сниженное значение радиального биения. В свою очередь, это в значительной степени снижает вибрации колеса, особенно в момент торможения.
Также шлицевое соединение позволяет достаточно просто устанавливать подшипник, а также снимать его в рамках замены. При этом соединение позволяет получить точную посадку.
С учетом всех преимуществ подшипники данного типа ставятся на многие современные авто. Например, передние подшипники ступицы HUB-III активно используются на переднеприводных машинах.
Причина очевидна — подшипники передней ступицы третьего поколения являются лучшим решением, выдерживают большие нагрузки, минимизируют вибрации, позволяют устанавливать датчики системы ABS и т.д.
Признаки неисправности и диагностика: как проверить подшипник ступицы передний или задний
Как правило, ступичные подшипники в среднем «ходят» около 100 тыс. км. Однако езда по плохим дорогам, высокие нагрузки и агрессивная эксплуатация ТС может привести к тому, что данные элементы требую замены уже к 50-60 тыс. км. пробега.
Также к быстрому выходу из строя детали приводит установка неоригинальных запчастей среднего и низкого качества, плохая смазка и нарушения уплотнений, ошибки при установке и сильный натяг во время посадки.
Кстати, зачастую первыми из строя выходят передние ступичные подшипники, так как нагрузка на них больше по причине того, что колеса управляемые и поворачиваются, то есть подшипник нагружается под разными углами.
Основным признаком начинающихся проблем со ступичным подшипником является то, что во время движения можно услышать характерный низкочастотный гул. При этом неисправность подшипника ступицы колеса зачастую диагностировать на слух сложно. Если точнее, может казаться, что гудит передний ступичный подшипник, в то время как детальная проверка выявляет неполадки ступицы на задней оси.
В любом случае, игнорировать проблему нельзя, тем более, если шум усиливается. Важно понимать, что износ подшипника ступицы колеса со временем вместо гула сменится на хруст и треск, после чего подшипник разрушится и ступицу колеса заклинит.
В свою очередь, заклинивание приведет к поломке шаровой опоры, деформации рычага подвески, полуоси и т.п. Если ступичный подшипник заклинит на высокой скорости, это может стать причиной серьезных поломок авто и ДТП.
- Итак, если возникли подозрения, что имеются проблемы со ступицей, нужно знать, как проверить ступичный подшипник. Первичной проверкой, позволяющей определить состояние подшипников ступиц, является проезд поворотов.
Если просто, например, во время поворота налево кузов кренится вправо, нагрузка на правое колесо увеличивается, а левое разгружено. Получается, если на машине на скорости 15 км/ч резко повернуть влево, при этом гул исчезнет, тогда может быть неисправен левый ступичный подшипник. Если гул пропадет при повороте руля вправо, тогда проблемным можно считать подшипник в правом колесе.
- Следующим этапом проверки является диагностика вывешенных колес. На ведущей оси сначала машину поднимают на домкрате, затем можно сесть в авто, завести двигатель и раскрутить колеса до скорости около 70 км/ч, после включить нейтраль и на слух определить, какое колесо гудит. На оси, где стоят не ведущие колеса, их можно раскручивать от руки.
Теперь можно проверить подшипник на люфты. В норме люфтов не должно быть. После полной остановки колес за колесо нужно взяться руками в верхней и нижней части колеса, после чего начать раскачивать его в вертикальной плоскости. Если выявлен люфт, тогда это говорит о проблеме. Аналогичным образом проверяется люфт по горизонтали, удерживая руками колесо за левый и правый край.
Обратите внимание, люфты могут возникать и по причине проблем с подвеской или рулевым управлением. Чтобы исключить этот фактор, пригласите помощника, который сильно нажмет на педаль тормоза. Пока педаль нажата, нужно раскачивать колесо в вертикальной плоскости.
Если люфт есть при нажатой едали тормоза, тогда неисправна подвеска. В случае, когда люфта нет, неисправен подшипник ступичный передний или задний. В любом случае, подшипник на переднюю ступицу или заднюю потребует замены.
Данную процедуру можно сделать как на станции техобслуживания, так и самостоятельно в условиях обычного гаража. Единственное, потребуется набор инструментов, а также определенные навыки по замене подобных деталей.
Важно не только снять подшипник и поставить новый, не допуская ошибок (выставить зазор, не повредить уплотнение и т.д.), но и правильно запрессовать деталь. Запрессовка в отверстие осуществляется через оправку, которая приставляется к наружному кольцу, а во время монтажа на ось через оправку усилие распределяется на внутреннее кольцо.
Что в итоге
Как видно, ступичный подшипник выполняет достаточно не сложную функцию, однако является не самым простым узлом в плане конструкции. Особенно это справедливо в том случае, если речь идет о подшипниках последних поколений (HUB-II и т.д.).
Рекомендуем также прочитать статью о том, как заменить опорный подшипник передней стойки. Из этой статьи вы узнаете о том, что такое опорный подшипник амортизатора, а также как выполняется его замена и когда данный элемент необходимо менять. Напоследок отметим, что ступичные подшипники необходимо регулярно проверять. Наличие люфтов, хруста и других посторонних звуков является поводом к незамедлительной диагностике и замене неисправной детали, так как заклинивание на ходу может привести к серьезным проблемам.
Подшипник ступицы описание виды диагностика замена фото видео
Ступичный подшипник – один из важных элементов в автомобиле. При его отсутствии колеса попросту не будут вращаться. Данный элемент постоянно испытывает высокие нагрузки, поэтому его изготавливают только из качественных материалов. Но из-за больших пробегов автомобиля, а также по причине неправильной эксплуатации данная деталь может выйти из строя раньше. Специалисты рекомендуют ступичные подшипники менять сразу же, а иначе можно попасть в большие неприятности. Итак, давайте рассмотрим, что делать, если загудел ступичный подшипник, какое у него устройство и чем опасна езда с таким неисправным элементом.
На самом деле, гудение – это только первый сигнал. Дальше ситуация может развиваться быстро и стремительно. На фоне гудения детали водители начинают слышать треск, который исходит из района передних колес автомобиля. И вот в какой-то момент, когда подшипник не сможет выдержать оборотов, он разлетается вдребезги. О том, что случится дальше, легко догадаться. Вначале колесо заклинит, и в самый неподходящий момент автомобиль станет неуправляемым, и его понесет. Далее, сломается опора рычага подвески, а полуось деформируется. Ремонт подвески обойдется автовладельцу значительно дороже, нежели обычная замена ступичных подшипников.
Для самостоятельной диагностики нужно уметь «слышать» автомобиль. Чтобы знать, как определить, какой подшипник ступицы гудит, для начала следует познакомиться с устройством данного элемента, узнать причины неисправностей, а также научиться выполнять самостоятельно диагностику и замену этих деталей.
Симптомы поломки
Вот тут самое интересное — как определить неисправность, есть несколько сто процентных методов.
1) «Сухой» хруст. Когда ступичный подшипник выходит из строя, то появляется звук как бы хруста при движении. Это перекатываются сферические элементы. Они разбили обойму в которой находились и теперь расположены не равномерно. Этот звук вы не с чем не перепутаете, поверьте, в салоне этот звук прекрасно слышится. Это самый первый симптом – как появился такой звук сразу же едем на СТО.
2) Вибрация. Если подшипник уже хорошо изношен, то должна появиться вибрация, как в руль так и в кузов. Это говорит о том, что сферические элементы уже хорошо износили обойму подшипника, еще немного и возможно наступит «клин». Срочно меняем.
3) Машину тянет в сторону. Также возможно, часть с неисправным элементом не работает нормально – если можно так выразится, она немного стопорится, а поэтому автомобиль будет тянуть в ту или иную сторону, как при неправильном сход-развале.
Что будет если не менять
Многие автолюбители катаются с неисправными ступичными подшипниками, да еще и разгоняются под 100 и выше километров в час – ребята это очень опасно, запомните это связующий элемент колеса, который отвечает за его вращение. Если он разбит, то в любой момент его может заклинить. А это резкая остановка одного из передних колес.
Теперь представьте если у вас скорость 100 км/ч – вы на такой скорости просто вылетите на обочину это в лучшем случае, но можете вылететь и на «встречку», а тут и до аварии недалеко. Бывали случаи когда машины переворачивались.
Так что ребята подшипник ступицы – это очень опасно, если не хотите менять так ездите с небольшими скоростями, до 40 км/ч, иначе может закончится все очень плачевно.
Диагностика
Проверить жизнеспособность подшипника ступицы совсем просто, это сможет сделать даже абсолютно далекий от механики человек. С соответствующей стороны, где прослушиваются подозрительные звуки, передок поддомкрачивается, чтобы колесо зависло в воздухе; Диск держится руками за верх и низ и раскачивается: одной рукой толкаете, второй тянете на себя. Если колесо свободно поддается воздействию, подшипник уже негоден к службе. Даже на первый взгляд незначительный люфт свидетельствует о том, что подшипник начал сыпаться; если же скат просто болтается, значит, меры нужно принимать срочно.
Тянуть и дергать можно смело: колесо выдерживает гораздо более серьезные нагрузки, чем может оказать человек без дополнительной техники. Суммируя все сказанное, на вопрос, можно ли ездить, если гудит подшипник ступицы, следует ответить так: допускается, пока гул еще совсем тихий, на небольшой скорости, объезжая малейшие колдобины – и желательно в направлении автомагазина или СТО. Даже рисковые водители считают, что больше 200 км с такими симптомами проезжать не стоит, если вы цените свою жизнь и не готовы жить с тяжким грузом вины за чужую
Подшипник ступицы переднего колеса – что он собой представляет?
Передняя подвеска автомобиля выполняет огромное количество функций, основная из них — обеспечение управляемости автомобилем. Для надёжности между осью поворотного кулака и ступицей устанавливают по два подшипника. Они могут отличаться по размерам, но обязательно имеют конусную форму. Закрепляются они на оси упорной шайбой и гайкой. Чем сильнее затягивать гайку, тем плотнее будут прижиматься ролики. Это даёт возможность очень точно проводить регулировку для исключения люфта.
Для водителя существует один не очень удобный фактор при эксплуатации автомобиля. Из-за отсутствия штатной защиты и возможности загрязнения при нарушении целостности сальника подшипник ступицы колеса требует постоянного внимания. Очень часто смазочный материал вытекает от высокой температуры или вымывается при частом взаимодействии автомобиля с водой. Соответственно, в корпус ступицы попадает дорожная пыль и песок.
Абразивный мусор приводит к износу деталей, которые придётся обязательно менять.
Гудит подшипник ступицы: можно ли ездить?
Некоторые автовладельцы с неисправными подшипниками не просто ездят, но и разгоняют автомобили до 100 и выше км/ч – это очень опасно. Не стоит забывать, что ступичный подшипник – это элемент, который отвечает за возможность вращения колеса. Если данный узел разбит, его в любой момент может заклинить, а это очень серьезно. Часто из-за этого случаются аварийные ситуации со смертельными исходами.
Клин — это резкая остановка одного из передних колес, если разрушен передний ступичный подшипник. На скорости в 100 км/ч автомобиль в самом лучшем случае улетит на обочину дороги, а может выбросить его и на встречную полосу. Также часто автомобили переворачиваются. Стоит помнить, что ступичный подшипник – это ключевой узел.
Если гудит подшипник ступицы, можно ли ездить? Можно, однако не быстро, до 40 км/ч.
Гудит подшипник ступицы: сколько можно проехать?
Новички среди автомобилистов часто задают этот вопрос. Нужно сказать, что расстояние это зависит от качества дорог. В некоторых местах дорожное покрытие запросто угробит даже ходовую часть внедорожника. Поэтому лишний раз не стоит рисковать, человеческая жизнь одна.
Профессиональные автомеханики утверждают, что ездить все-таки можно, однако допускается это до тех пор, пока гул еще еле-еле слышен. Разрешается движение только на небольших скоростях. При этом нужно объезжать и небольшие ямы и выбоины. Даже водители, которые любят рисковать, уверены, что с такими симптомами более 200 км проезжать опасно. Теперь вы знаете, как определить, какой подшипник ступицы гудит. Эти советы должны помочь начинающим автомобилистам, которые только-только сели за руль транспорта.
Подшипник ступицы | разновидности, обслуживание и срок эксплуатации подшипников ступиц — на промышленном портале myfta.ru
Подшипники ступицы — их не видно и, в основном, становится слышно, когда уже достаточно поздно. Как правило, профессиональные мастера в автосервисах, занимающихся ремонтом автомобилей, обращают внимания на подшипники ступиц лишь тогда, когда клиент приходит к ним с жалобами на шумы в области колеса автомобиля.
Однако следует всегда помнить, что в автомобилях подшипники ступицы подвержены экстремальным нагрузкам, на них влияют перепады температур, всевозможные другие влияния окружающей среды – соль на дорогах, удары, которые случаются вследствие неровностей на дорогах, различные динамические нагрузки – со стороны тормозов, привода и рулевого управления.
Учитывая данные обстоятельства необходимо регулярно осматривать подшипники ступиц. Причем следует обязательно особое внимание обращать на то, что колесо должно вращаться с допустимым шумом, без люфтов и минимальным трением.
Обычно конструкция автомобилей предусматривает применение 2 типов подшипников: подшипников качения и подшипников скольжения. В целом в автомобиле количество различных подшипников достигает нескольких десятков. Во всех автомобильных узлах практически имеются подшипники, которые обеспечивают безупречную и надежную работу ходовой, колес, двигателя, коробки передач.
И все подшипники, которые имеются в автомобиле, практически испытывают серьезную нагрузку. Однако наибольшую нагрузку испытывает подшипник ступицы. На нем нагрузки возникают постоянно — при ускорении, торможении, движении, причем на подшипник ступицы влияют различные силы: радиальные, осевые, комбинированные. Именно поэтому к подшипнику ступицы предъявляются достаточно строгие требования.
Подшипник качения
В автомобилях подшипник ступицы – это подшипник качения. Подшипник качения, как и все другие подшипники ступицы, состоят из наружного и внутреннего кольца, сепаратора, удерживающего и разделяющего тела качения, и, самих тел качения, которые имеют разные формы. На внешней поверхности внутреннего кольца, а также на внутренней поверхности наружного имеются пазы, дорожки, собственно по ним и происходит движение тел качения.
По форме этих тел различают шариковые подшипники качения и роликовые подшипники качения.
В свою очередь, ролики могут быть:
- цилиндрическими,
- игольчатыми,
- коническими или иной формы.
В зависимости от количества рядов расположения тел качения, подшипники бывают:
- однорядными,
- двухрядными,
- многорядными.
По типу той нагрузки, которую способны выдерживать подшипники, они разделяются на:
- радиальные подшипники,
- упорные подшипники,
- радиально-упорные подшипники
- упорно-радиальные подшипники.
Передний подшипник ступицы
В автомашинах с задним приводом подшипник передней ступицы представляет собой подшипник конический однорядный роликовый. В подшипниковом узле ступицы применяются два подшипника такого типа. Подшипники ступицы роликовые конические способны выдержать существенные нагрузки, причем и радиальные, и осевые. Главное при замене ступичного подшипника – соблюсти нужные осевые зазоры. Необходимый зазор выставляется посредством затяжки, также и фиксации регулировочной гайки. Чтобы обеспечить надежное работоспособное состояние ступичного узла, необходимо периодически регулировать люфт, помимо этого следует проводить смазку подшипников.
Конический роликовыйподшипник двухрядный
На сегодня наиболее популярны и используются в качестве ступичного подшипника более сложные варианты ступичного узла — конические роликовые подшипники двухрядные или шариковые радиально-упорные подшипники. Подобная конструкция применяется как на автомобилях с передним приводом, так и на машинах с ведущими задними колесами. Естественно, что подшипник ступицы двухрядный стоит значительно дороже однорядного.
Хоть по размерам однорядные и двухрядные подшипники одинаковые, вторые выдерживают в 1,5 – 2раза больше нагрузки. Еще одним преимуществом двухрядных подшипников является то, что подобная конструкция закрыта, к тому же не требует обслуживания.
При этом осевой зазор, который необходимо в первом случае регулировать, точностью обеспечивается при производстве 2-хрядного подшипника ступицы, смазка также закладывается в такой узел на заводе, она рассчитана на весь срок эксплуатации ступичного узла. Чтобы избежать вытекания смазки, подшипник закрывается уплотнителями.
В замене подшипника передней ступицы двухрядного типа возникает необходимость лишь тогда, когда смазка начинает вытекать из-под них.
Варианты подшипников ступицы
Существует и такой вариант ступичного узла, если подшипник составляет неотъемлемой частью узла общей конструкции, при этом внешнее кольцо подшипника выступает и в роли внутренней стенки ступицы. Этот вариант организации существенно упрощает, а также ускоряет монтаж или замену подшипника передней ступицы. Такие конструкции являются закрытыми и применяются на ведомых колесах (задних либо передних). При выходе из строя такие конструкции требуют полную замену, естественно, это наиболее дорого, чем замена двухрядных или однорядных подшипников.
Современные конструкции автомобилей таковы, что чаще производители изготавливают узлы ступиц колес, совмещенные с ABS и оснащенные датчиками, которые регистрируют скорость вращения колес. Такие узлы изготавливаются закрытыми, а срок их функционирования рассчитан так, что соответствует сроку эксплуатации самого автомобиля. Но как долго послужит задний либо передний подшипник ступицы, зависит от того, как эксплуатируется автомобиль, каково состояние других узлов. В основном подшипник может долго выдерживать и не выйти из строя, если обеспечить своевременное обслуживание этого узла.
Обслуживание и срок эксплуатации подшипников ступицы
Как уже говорили выше, на подшипник ступицы влияют значительные нагрузки. К ним относятся и нагрузки, которые вызваны ударами при движении вследствие неровностей дорожного покрытия. Также подшипники ступицы находятся под постоянным воздействием факторов окружающей среды. Самое главное из них — это перепады температуры.
Этим и обусловлено особое отношение к таким требованиям, которые предъявляются к осуществлению смазки подшипников. Благодаря смазке не только снижается трение, она позволяет защищать от загрязнений, соответственно и от коррозии. Сегодня в основном используются консистентные смазочные материалы.
Чтобы обеспечить успешное сопротивление нагрузкам, подшипники ступицы изготавливаются только из материалов высокого качества.
Именно поэтому ступичные подшипники должны обязательно проверяться при каждой диагностике, не имеет значение, предусмотрено это производителем для данного интервала обслуживания, или нет. Причем такая диагностика займет немного времени. При этом проверяется люфт, помимо этого при пробном вращении колес прислушиваются, нет ли посторонние металлические шумы. К примеру, если речь идет о диагональных шариковых подшипниках, то они не должны иметь люфта. А если установлены роликовые конические подшипники ступицы, то незначительный люфт даже необходим.
Очень важно своевременно уделять внимания на общее состояние ступичного узла. Когда подшипник передней ступицы однорядный, тогда необходимо периодически проверять осевой зазор, не надо забывать и о замене смазки.
Если же установлены подшипники закрытого типа, то необходимо проверить целостность уплотнителей, чтобы установить, не вытекает ли смазка. Правильно, когда ступицы подвергаются осмотру после каждых 20 000 – 30 000 километров пробега, при котором механиками проверяется уровень шума и вибраций, которые возникают при эксплуатации автомобиля.
При правильной установке, а также соблюдении должного ухода, средний пробег узла может составить, приблизительно, 100 000 километров.
Срок эксплуатации подшипников ступицы зависит и от их правильного монтажа. Ступичные подшипники достаточно чувствительны и при любых обстоятельствах требуют применение правильных методов монтажа при помощи соответствующих инструментов. Перед тем, как заменить подшипник ступицы самостоятельно, следует ознакомиться с инструкциями производителя, нужно быть предельно аккуратным, чтобы не повредить детали подшипника. Некоторые типы подшипников требуют установку под сильным давлением, следовательно, необходимо использование специального оборудования для демонтажа старого и монтажа нового.
Ступицы передних колес – устройство и задачи
Техническое состояние ходовой части влияет на комфорт поездки и, главное, на безопасность пассажиров, водителя и прочих участников движения. Ступица переднего колеса — наиболее важный элемент подвески, от которого зависит управляемость и тормозной путь автомобиля. Если ступичный подшипник выйдет из строя и заклинит, машина резко изменит курс, что спровоцирует ДТП. При поломке деталей колесо может попросту отвалиться.
Поэтому нужно регулярно контролировать техническое состояние этого узла и проводить его техобслуживание и ремонт. Для этого надо знать устройство ступицы и признаки, по которым можно на ранней стадии определить неисправность.
Назначение
Ступица переднего колеса выполняет три важнейшие функции:
- Обеспечение подвижного и надежного соединения полуоси с колесным диском.
- Удержание тормозного диска или барабана для обеспечения эффективного торможение автомобиля.
- Передача вращающего момента от ШРУСа (шарнира равных угловых скоростей) к ведущему колесу (актуально для полноприводных и переднеприводных машин). Для этого на внутренней поверхности ступицы нанесены шлицы, которые входит полуось. То есть, ступицы передних колес выступают деталями трансмиссии и позволяют транспортному средству двигаться.
В современных авто, напичканных электроникой, в ступицах установлены датчики, обеспечивающие работу антипробуксовочной, антиблокировочной и других систем, которым необходим контроль за вращением колес и поведением автомобиля на дороге.
Устройство
При столь высокой функциональности ступица переднего колеса имеет очень простое устройство. Оно состоит из четырех основных деталей:
- Тело ступицы. Это круглая монолитная деталь, прошедшая токарную обработку. Она сделана из твердого высокопрочного сплава, способного выдержать высокую динамическую и статическую нагрузку.
- Шпильки колес служат для крепления колесного диска. зачастую вместо них имеются резьбовые отверстия для болтов крепления.
- Подшипники, которые надеты на осевой вал и обеспечивают вращение ступицы.
- Датчики движения, подключенные к бортовому компьютеру или блоку управления тормозной системой (опционально).
Большинство производителей предусматривает замену всех деталей ступицы в комплекте (зачастую это касается и датчиков). Сделано это для того, чтобы обеспечить безопасность и свести на нет малейшую вероятность поломки ответственного узла во время движения.
Причины поломки деталей ступицы
Самая ненадежная деталь, которая подвержена износу и поломке — подшипник ступицы. Это единственная подвижная деталь, износостойкость которой обеспечивается за счет высокого качества материала и смазки. Благодаря этому в штатном режиме эксплуатации он служит до отметки 100 тысяч километров пробега и более.
С учетом состояния наших дорог, этот срок эксплуатации может резко сократиться. Это происходит по следующим причинам:
- Удары из-за попадания колеса в ямы на высокой скорости. Возникающие при этом динамические нагрузки в первую очередь воздействуют на подшипники и лишь после них на остальные детали подвески.
- Потеря или загрязнение смазки. При повреждении пыльников смазка из внутренней части подшипника вымывается, а деталь забивается грязью и требует срочной замены.
- Неправильная затяжка при замене или обслуживании. Чрезмерно затянутый подшипник перегревается и разрушается. Слабый момент затяжки вызывает люфт и интенсивный износ детали.
- Ошибки при запрессовке подшипника во время замены. Перекосы и повреждения сильно снижают срок службы детали. Поэтому доверять замену нужно лишь опытным слесарям с хорошей репутацией.
Поломка (деформация) самой ступицы может произойти лишь в результате сильных ударов о края дорожных ям или ДТП.
Чтобы продлить жизнь узла, нужно следить за состоянием пыльников и аккуратно водить машину, объезжая ямы и притормаживая перед ними.
Признаки неисправности ступицы переднего колеса
Главный признак проблем со ступичным подшипником — появление характерного хруста или гула во время движении транспортного средства. При большом люфте картина может дополниться стуком при повороте рулевого колеса.
Износа ступичного подшипника или деформация тела ступицы приводит к появлению вибрации, которая отдается в руль или кузов машины.
Подклинивание одного из подшипников приводит к уводу автомобиля с траектории. В этом случае нужно немедленно менять деталь, чтобы избежать серьезной аварии. Подклинивание и чрезмерную затяжку можно определить по интенсивному нагреву колеса.
Еще один возможный признак проблемы: неравномерный или интенсивный износ резины.
Важно: приведенные признаки не обязательно возникают именно из-за неисправности ступицы. Однако они — это обязательный повод для проверки этой детали.
Чтобы убедиться в исправности подшипника, следует проделать такие операции:
- поставить машину на «ручник»;
- поддомкратить переднее колесо и покачать в вертикальной плоскости;
- покрутить колесо руками.
При наличии люфта, стука или шума необходимо менять ступичный подшипник. Обратите внимание на природу люфта или стука. Если они исчезают при нажатом тормозе — причина в подшипнике, иначе — в шаровых опорах или рулевых тягах.
Регулировка ступичного подшипника
Для проведения работ понадобится:
- домкрат;
- баллонный ключ;
- динамометрический ключ;
- прочная отвертка;
- зубило;
- молоток;
- набор торцевых ключей, в том числе большого размера (на 32 и более).
Чтобы отрегулировать подшипник ступицы нужно выполнить такие действия:
- поддомкратить колесо;
- открутить болты крепления и снять колесо;
- снять защитный колпак узла подшипника, используя зубило с молотком;
- поставить колесо на место, закрепив его двумя болтами;
- выпрямить буртик ступичной гайки и открутить ее торцевым ключом (обычно на 27);
- заменить гайку новой и затянуть с усилием 20 Н*м (более точную цифру можно узнать в инструкции по ремонту конкретной модели авто);
Совет: во время затяжки гайки нужно слегка вращать колесо по ходу движения автомобиля, чтобы откалибровать подшипник.
- ослабить затяжку гайки до 0,7 Н*м, затем еще отпустить, повернув на 25 градусов;
- проверить люфт ступицы, покачав колесо (она не должна быть жестко зажата или сильно болтаться);
- зубилом загнуть буртик гайки в паз, зафиксировав ее;
- снять колесо;
- установить защитный колпак;
- поставить колесо и опустить домкрат.
После этого стоит совершить небольшую тестовую проверку и снова проверить наличие люфта, поддомкратив машину. Если же регулировка не помогает, придется менять подшипник. Это требует специальных навыков и приспособлений, поэтому лучше воспользоваться услугами сервисного центра.
Экономить себе дороже. Что нужно знать о проверке и замене ступичных подшипников
В движении появился гул? Если при смене направления, в поворотах, он изменяет свою тональность, ослабевает или усиливается, это, скорее всего, «просится» на замену ступичный подшипник.
Не стоит затягивать
На старых автомобилях ступичные подшипники и стоили недорого, и ходили долго, к тому же возникающий люфт до поры до времени подвергался регулировке. С другой стороны, «перетянуть» узел тоже было дело нехитрым… В современных моделях подшипники уже нерегулируемые, нередко идут в сборе со ступицей, соответственно стоят недешево. Что еще хуже, срок их службы часто не превышает 100 тыс. км. Почему?
Помимо естественного износа ступичный подшипник может выйти из строя преждевременно из-за воздействия на узел воды и грязи вследствие недостаточной защиты или же ее нарушения. На некоторых моделях подшипники являются чуть ли не «расходниками» как раз по этой причине. Также преждевременной «кончине» способствуют ударные нагрузки, который возникают при попадании колеса в яму или при наезде на скорости на выступающую неровность, люк или бордюр. Тем более это актуально, если на машине установлены колеса с низкопрофильными шинами, чьи амортизирующие качества сведены к минимуму, поэтому каждый удар переносится на ходовую часть.
В отличие от некоторых других узлов ступичный подшипник заранее «сообщает» повышенным шумом о своем износе и дает возможность владельцу не спеша подумать о ремонте и доехать до сервиса. Но злоупотреблять его «терпением» не стоит. Да, как правило, износ прогрессирует, шум усиливается, но еще несколько тысяч километров узел способен проходить. Но случается и внезапное разрушение, а там как повезет. В лучшем случае вы просто не сможете ехать дальше с болтающимся колесом. В худшем, если подшипник заклинит во время движения, это чревато аварийной ситуацией или повреждением других деталей ходовой части. Оно вам надо?
Для начала — убедиться
Для начала стоит определить источник шума — убедиться в том, что это точно ступичный подшипник. Автомобиль загоняется на подъемник или устанавливается на домкраты, колеса вывешиваются и раскручиваются вручную или при помощи двигателя. При этом «подозреваемое» колесо прослушивается во время свободного вращения, то есть коробка переводится в «нейтраль» либо выжимается сцепление.
Также подшипник проверяется на люфт: вывешенное колесо покачивается в вертикальной плоскости (вверх-вниз, от себя на себя). Здесь важно убедиться, что обнаруженный люфт имеет именно подшипник, а не другие детали ходовой части. Кстати, такая проверка не будет лишней при каждом техобслуживании автомобиля, даже если в движении характерных шумов подшипники не издают.
Нюансы замены
Мы уже говорили о том, что в современных моделях ступичные подшипники могут идти в сборе со ступицей, что влияет на общую стоимость узла. С другой стороны, агрегатная замена имеет свой плюс: по идее работа проще и стоит дешевле, к тому же исполнителю труднее «напортачить» в процессе монтажа/демонтажа. Хотя даже здесь могут быть нюансы.
Если подшипник меняется отдельно от ступицы, это, как правило, означает больший объем выполняемых работ, а возможно, и применение дополнительной оснастки. Например, все равно придется снимать ступицу, выпрессовывать старый подшипник, впрессовывать новый, ставить весь узел на место. И здесь возможностей для форс-мажора более чем достаточно: на ведущих колесах может оказаться проблемой снятие ступицы с приводного вала; если говорим о передних колесах, то, возможно, придется снимать поворотный кулак, а это дополнительные операции по отсоединению шаровой опоры, рулевых тяг и т.д.
К тому же в некоторых моделях замена подшипника тянет за собой дополнительные операции и потери. Скажем, узел не демонтировать без снятия датчика ABS, а тот «закоревает» настолько, что приходится его буквально выковыривать и в дальнейшем устанавливать новый. И это увеличивает стоимость всего ремонта.
Опять же для демонтажа/монтажа самого подшипника необходимо применять специнструмент (пресс, оправку), потому как, забивая молотком, можно повредить как посадочные места, так и сам новый подшипник. А если у вас «раритет» с регулируемыми подшипниками, то здесь задача их не «пережать» и не «недожать», в противном случае новые детали прослужат недолго.
Другими словами, процедура замены ступичных подшипников имеет свои нюансы, требует как минимум аккуратности и понимания технологии. В противном случае вместо решения проблемы вы можете получить ее повторение, а то и усугубление. Так что поручайте данную операцию тем, кому можете доверять. Не можете — делайте сами, но с умом.
То же и с запчастями. Когда стоимость «оригинала» или качественного заменителя превышает 100$, велик соблазн взять «лицензию» попроще. Здесь как минимум следует исследовать вопрос и спросить себя, до какого момента экономия имеет смысл. Ведь в случае со ступичными подшипниками покупка недорогих деталей сомнительного качества редко заканчивается хеппи-эндом. Поэтому «курим» форумы владельцев или консультируемся с мастерами/продавцами — и находим вариант, который точно не «попросится» в утиль через пару тысяч километров.
Ступичный подшипник, устройство, принцип действия, разновидности, признаки неисправности, диагностика, регулировочные работы. Неисправности, проверка и регулировка ступичного подшипника. Ступичный подшипник: устройство, признаки неисправности и регулировка
Ступица является элементом ходовой части транспортного средства, обеспечивающим соединение колеса с осью. Благодаря ступичным подшипникам, которые выступают промежуточным звеном между осью и ступицей, колеса вращаются с минимальным сопротивлением.
Конструкция и принцип действия ступичных подшипников
Ступичные подшипники — одни из наиболее высоконагруженных частей автомобиля. На них приходится давление всей массы транспортного средства, а также разнонаправленные нагрузки, которые возникают при езде по неровностях, ускорении и торможении. Поэтому к данным узлам выдвигаются серьезные требования, так как от них зависит безопасность езды.
В конструкции автомобиля в ступицах применяются подшипники качения. Типы подшипников бывают разными, хотя их конструкция идентична. Состоят они из нескольких частей:
- Сепаратора.
- Тел качения.
- Наружной и внутренней обоймы (колец).
Кольца подшипников являются опорными поверхностями для тел качения, что помещены между обоймами. Своим внутренним кольцом подшипник садится на ось, а наружным монтируется в отверстие ступицы.
Чтобы равномерно распределять тела качения по окружности обойм, применяется сепаратор. Еще одной задачей сепаратора является исключение контакта данных тел между собой. В конструкции некоторых типов ступичных подшипников дополнительно используются пыльники, которые предотвращают попадание грязи и пыли внутрь узла. Подобные узлы являются закрытыми.
Разновидности ступичных подшипников
Телами качения в подшипниках ступицы являются шарики и ролики (конические либо цилиндрические). Рядов тел качения может быть один или два. Самое большее распространение получили радиальные (цилиндрические роликовые и шариковые) и радиально-упорные (конические роликовые) подшипники.
Что касается современных моделей, оборудуемых АБС, то подшипник ступицы в них является составной частью непосредственно самой ступицы. Он закрытый и необслуживаемый, а его ресурс идентичен сроку службы транспортного средства. При выходе узла из строя приходится менять ступицу в сборе.
Подшипники радиального типа монтируются по одному на ступицу. Они являются необслуживаемыми и закрытыми, для них не предусмотрена регулировка, а возможные люфты удаляются посредством посадки на ось и в ступицу с сильным натягом.
Радиально-упорные подшипники не редко монтируются по два на ступицу. Подобные узлы являются открытыми и посадка у них с малым натягом. Такая конструкция дает возможность выполнять регулировку с целью устранения люфтов.
На ведомой оси используются радиально-упорные подшипники, а на ведущей — радиальные ступичные. Например, на ВАЗ 2107 впереди на ступицах вмонтированы по два конических подшипника, а сзади — по одному шариковому. А на ВАЗ 2108 двухрядный цилиндрический компонент применяется спереди, а конические вмонтированы на задней оси.
Срок службы ступичных подшипников, признаки износа, диагностика
На срок службы подшипников напрямую воздействуют особенности эксплуатации автомобиля, своевременное обслуживание и качество изготовления узлов. Как правило, ресурс подшипников составляет сто тысяч километров пробега. Частое передвижение по плохим дорогам, а также игнорирование регулировки с целью удаления люфтов (в подшипниках конического типа) влекут за собой усиленный износ тел качения, а также их дорожек на обоймах. Попадание внутрь песка и пыли сокращают ресурс подшипников.
Однако допускать критического износа узлов нельзя, в противном случае появляется риск разрушения подшипника, что сопровождается заклиниваем колеса или его срывом с оси. Главный признак износа ступичных подшипников — возникновение отчетливого гула при езде со стороны колес. При несущественном износе гул негромкий, однако со временем он будет нарастать. Использовать автомобиль с такими симптомами можно, однако желательно как можно скорее выполнить диагностику ступичных подшипников и отрегулировать или заменить их.
Сигнал критического износа — возникновение хруста. Это свидетельствует о разрушении подшипника. При данных признаках нельзя эксплуатировать транспортное средство, а поврежденный узел необходимо заменить.
Диагностика подшипников ступицы — мероприятие не сложное, выполнить его может каждый. Необходимо вывесить колесо и покрутить его, чтобы определить, нет ли подклиниваний и заеданий. Затем пораскачивайте колесо, держась за него внизу и вверху. Люфт на радиальных цилиндрических изделиях не допускается, а вот на радиально-упорных подшипниках он присутствовать может, однако несущественный.
Люфт в цилиндрических изделиях указывает на сильный износ и потребность в замене, так как они нерегулируемые. А вот люфт в подшипниках конического типа устранить можно.
Регулировочные работы
Чтобы провести регулировочные работы, потребуются отвертки, молоток, пассатижи и стандартный набор ключей. Регулировка на всех автомобилях фактически идентична и отличается только в некоторых деталях.
- На ступице, которую нужно отрегулировать, ослабьте колесные болты.
- С помощью домкрата вывесите и снимите колесо.
- Воспользовавшись молотком и отверткой, сбейте защитный колпачок, вмонтированный по центру ступицы.
- С помощью пассатижей отогните усики стопора и вытащите его.
- Закрутите до упора ступичную гайку, после чего открутите обратно на ¼ оборота.
- Проверьте легкость вращения ступицы. Она должна легко крутится без заеданий.
- Соберите все обратно и снова проверьте люфт.
Если посредством регулировки не удалось устранить люфт или при вращении вы замечаете хруст и подклинивания, необходимо заменить подшипник.
Советы профи, нюансы при замене подшипника ступицы
Технология замены подшипника ступицы не сложная, однако требует наличия специального оснащения — пресса либо мощных слесарных тисков. Метод с забиванием узла с помощью молотка с наставкой не подходит для работы со ступицами, так как есть высокий риск перекоса узла или повреждения посадочного места ступичного подшипника.
При монтаже нового подшипника обратите внимание на легкость его посадки. Подшипник должен очень туго садиться в ступицу, а небольшое сопротивление свидетельствует о износе посадочного места. В таком случае ступица подлежит замене. В ходе посадки нового подшипника уделяйте внимание его центрированию, в противном случае при монтаже есть риск, что он пойдет на перекос и повредит поверхность посадочного места. Больше о замене подшипника ступицы вы можете узнать из данного видео.
- Печка 2110, плохо греет печка 2110, система отопления ваз 2110, ремонт системы отопления ВАЗ 2110 своими руками
- ВАЗ 2114 печка дует холодным воздухом, печка 2114, плохо греет печка ваз 2114, устройство и ремонт отопления ВАЗ 2114 своими руками, снятие печки ваз 2114
- Как поддомкратить машину. Как правильно ставить домкрат. Виды домкратов для автомобилей.
- Блок предохранителей ВАЗ 2109, блок предохранителей ваз 2109 карбюратор, блок предохранителей ваз 2109 инжектор, старый блок предохранителей ваз 2109, схема блока предохранителей ВАЗ 2109, замена блока предохранителей ВАЗ 2109
- Катализатора выхлопных газов автомобиля, неисправный катализатор, плюсы и минусы катализатора, как поменять катализатор на пламегаситель
- Печка дует холодным воздухом ВАЗ 2114, плохо дует печка ваз 2114, почему плохо дует печка ваз 2114
- Как узнать владельца авто по номеру его машины, проверить авто по номеру машины ГИБДД, проверка авто по гос номеру машины бесплатно
- Как выбрать подержанные шины, полезные советы
- Зима автомобиль дорога, давление в шинах легкового автомобиля зимой, хороший аккумулятор для автомобиля зимой, прогревать ли автомобиль зимой
- Зимой плохо заводится машина. Как правильно заводить машину зимой, нужно ли прогревать машину зимой, полезные советы
- Экономичные машины по расходу топлива, самая экономичная машина по расходу топлива
- Марки шин для легковых автомобилей, расшифровка маркировки шин автомобилей, остаточный протектор шин легкового автомобиля, как подобрать шины по марке автомобиля, рисунок протектора шины автомобиля
- Работа механической коробки передач, работа сцепления механической коробки передач, вождение с механической коробкой передач, полезные советы
- Задняя балка пежо 206 седан, устройство задней балки пежо 206. Задняя балка Пежо 206 неисправность, ремонт задней балки пежо 206
- Дизельное топливо зимой, присадка для дизельного топлива зимой, как выбрать лучшее дизельное топливо
- Дизель зимой не заводится. Как завести дизель зимой, прогрев дизеля зимой.
- Японские шины Бриджстоун, зимние шипованные шины бриджстоун, шины Бриджстоун марки
- Маркировка шин расшифровка для легковых автомобилей, маркировка колесных дисков, как правильно подобрать шины по дискам
- Дизельный двигатель зимой, запуск дизельного двигателя зимой, какое масло заливать в дизельный двигатель зимой, полезные советы
- Светодиодная подсветка автомобиля, подсветка днища автомобиля, подсветка ног в автомобиле, подсветка в двери автомобиля, подсветка автомобиля штраф
- Восстановленные шины, шина наварка, восстановленный протектор шин, можно ли их использовать
- Выбираем зимние шины, что представляет из себя зимняя резина, какое давление в зимних шинах должно быть, маркировка зимних шин, как правильно выбрать зимние шины, лучшие зимние шины 2019
- Рулевая рейка автомобиля, стук рулевой рейки, причины стука и ремонт рулевой рейки своими руками
- Бескамерные шины автомобиля, набор для ремонта бескамерных шин, ремонт бескамерной шины своими руками
- Шины российского производства, российские шины зимние, российские всесезонные шины, воронежские шины Amtel, шины “Матадор Омск шина”, Кама-шины-это шины мирового уровня
- Как открыть автомобиль без ключа. Потерял ключ от автомобиля что делать, ключ от автомобиля внутри машины
- Тихие шины, тихие зимние шины, тихие шипованные шины, какие шины выбрать, обзор шин
- Шины и безопасность, безопасность движения шины, почему необходимо постоянно следить за автомобильными шинами
- Правила безопасного вождения автомобиля в дождь и слякоть, безопасное вождение автомобиля для начинающих
- Преобразователь ржавчины какой лучше для авто, преобразователи ржавчины выбрать, как пользоваться преобразователем ржавчины, советы профессионалов
- Полировка кузова автомобиля своими руками, как выбрать полировальную пасту, полезные советы
- Долговечность двигателя, срок службы двигателя, как продлить срок службы двигателя
- Стук в автомобиле. Стук при движении автомобиля. Что может стучать в автомобиле. Как определить причину стука.
- ABS автомобиля, что такое abs автомобиля, неисправности системы ABS, диагностика ABS
- Обгон автомобиля, когда можно начинать обгон автомобиля, правила обгона ПДД
- Не работает бензонасос ваз 2110, схема бензонасоса ваз 2110, устройство бензонасоса ваза 2110, ремонт бензонасоса ваз 2110,
- Автомобильные антенны для радио, устройство автомобильной антенны, автомобильная антенна своими руками
- Передняя подвеска Калина, устройство передней подвески калина, стук в передней подвеске калина, ремонт передней подвески Калина
- Амортизатор масляный, лучшие масляные амортизаторы, прокачка масляных амортизаторов, как правильно прокачать масляный амортизатор
- Неисправности сцепления, буксует сцепление, причины неисправности сцепления, как устранить