Резина – «липучка», преимущества и недостатки
При выборе зимних покрышек часто возникает вопрос: «Что лучше, резина — «липучка» или шипованные шины?». Определиться с выбором можно изучив достоинства и недостатки обоих типов авторезины.
Основные отличия фрикционных шин и шипованной авторезины
Фрикционная автопокрышка
Название «липучка» является неким маркетинговым ходом, так называют фрикционные автопокрышки. Для многих автолюбителей термин «фрикция», означающий трение, незнаком, вызывает недоумение, а обозначение «липучка» ассоциируется с автошинами, отличающимися своими свойствами от обычной зимней резины. Поэтому шины — «липучки» покупаются гораздо охотнее, чем фрикционные, при этом оба понятия подразумевают один тип покрышек.
«Липучка» отличается от зимних шипованных автопокрышек составом резиновой смеси, а также рисунком протекторного слоя. Состав резины, применяемой для изготовления указанного типа шин, обладает достаточной мягкостью и эластичностью для достижения хороших сцепных свойств. При этом шина характеризуется умеренной жесткостью, позволяющей сохранить прекрасную управляемость машиной во время езды по заснеженной поверхности.
Такие автопокрышки обеспечивают безопасное движение автомобиля по мокрой дорожной поверхности и высокое сцепление колес при езде по дороге укрытой слоем снега. Протекторный рисунок шин — «липучек» имеет большое количество канавок, позволяющих выдавливать из пятна контакта покрышки с дорогой влагу и различные загрязнения, к примеру, пыль.
Отведение излишней воды способствует возрастанию эффекта прилипания авторезины к дорожному покрытию.
Рекомендуем посмотреть видео о том, как работает резина – «липучка»
При покупке зимних покрышек можно подобрать шипованную авторезину либо резину — «липучку». Покрышки, оснащенные шипами, изготавливаются из особого состава резиновой смеси, выдерживающего очень низкие температуры за бортом авто.
Указанные шины достаточно жесткие, они рассчитаны на езду по загородным трассам, бездорожью, обеспечивают высокую курсовую устойчивость машины, даже при выполнении различных виражей на льду. А также способствуют хорошей проходимости автомобиля во время езды по заснеженной либо обледененной дорожной поверхности.
Такие показатели достигаются благодаря особому составу резины и присутствию шипов, выступающих над протекторным слоем изделия на 0,6 мм.
Сравнение фрикционных и шипованных покрышек
Шина – «липучка» и шипованная резина соответственно
Определить какие автопокрышки лучше, можно сравнив их основные характеристики:
- Езда по мокрой асфальтированной дороге. Зимой чистый и сухой асфальт встречается редко, в основном приходится ездить по слегка мокрому асфальту, укрытому кашицей из снега и пыли. В таких условиях шины с шипами проигрывают резине — «липучке». Второй тип резины обеспечивает хорошее сцепление и быстрое торможение автомобиля благодаря своевременному вытеснению воды из пятна контакта колес с дорожным покрытием.
- Передвижение по сухому асфальту затруднительно для обоих типов зимней резины: покрышки быстро перегреваются и начинают истираться. А в случае с шиповкой, шипы вырываются из мест крепления, при этом они могут повреждать покрытие дороги.
- Езда по заснеженной дороге. Результаты сравнения покрышек в таких условиях достаточно неоднозначны. Тестирования в большинстве случаев проводятся на укатанном снегу, который в реальных условиях встречается редко. На практике дорога зимой часто укрыта примесью снега, грязи, пыли, химических реагентов, применяющихся для уменьшения снежного покрова. На такой смеси резина — «липучка» показывает прекрасные результаты, немного превосходит шипованные покрышки. При этом шиповка лучше проявляет себя на укатанном снегу, чем «липучка».
- Передвижение по обледененной дороге. При сравнении быстроты торможения выяснилось что, оснащенный «липучкой» автомобиль тормозит значительно медленнее, чем машина «обутая» в резину с шипами. Если асфальт будет укрыт корочкой льда, то шипованная авторезина однозначно обеспечит лучшую управляемость машиной. «Липучка» в таких условиях становится менее эфяективна: во время вхождения в поворот фрикционные автопокрышки хуже обеспечивают управляемость и устойчивость машины, при этом, возможна полная потеря управляемости над транспортным средством.
- Шумность. При использовании авторезины, оснащенной шипами, присутствует определенный шум. А фрикционные автопокрышки обеспечивают бесшумную езду даже при движении транспортного средства с высокой скоростью.
Исходя из всего вышеизложенного, шипованную авторезину стоит использовать в условиях суровых зим с большим количеством осадков, а фрикционные покрышки применять в условиях мягкой зимы, с умеренными осадками. Первый тип резины подойдет для езды по бездорожью, а второй лучше использовать в городских условиях.
Достоинства и недостатки
Авторезина, имеющая шипы
Какой тип зимних шин лучше использовать, можно однозначно определиться, уточнив преимущества и недостатки шипованных и фрикционных автопокрышек.
Преимущества резины – «липучки»:
- Хорошее сцепление и курсовая устойчивость на мокрой асфальтированной поверхности.
- Отсутствие шума.
- Ламели не наносят вред дорожному покрытию.
- При посещении на собственной машине одной из европейских стран может оказаться, что на территории страны разрешены только ламели и недопустимо применение шипов.
- При отрицательных температурах указанные автошины обладают достаточной эластичностью, обеспечивающей комфортность и безопасность вождения.
- Способствуют снижению расхода топливной смеси, потребление горючего немного меньше, чем при использовании шипованной авторезины, но больше, чем на летних автопокрышках.
- Отсутствие вибраций руля.
- Эксплуатационный период больше, чем у авторезины, имеющей шипы.
Недостатки фрикционных автопокрышек:
- Плохое сцепление со льдом либо оледененной поверхностью.
- Большой тормозной путь на льду.
- Проходимость на снегу ниже, чем у шипованных изделий.
Преимущества шипованных автопокрышек:
- Хорошее сцепление при езде по льду и снегу.
- Быстрое торможение на обледенной поверхности либо на льду.
- Отличная проходимость машины на глубоком снегу.
- Управляемость и курсовая устойчивость автомобиля при езде по укатанному снегу значительно лучше, чем у «липучки».
Недостатки шиповки:
- Шипы увеличивают шумность изделий: комфортность вождения снижается.
- Шипованные шины способны повредить сухую поверхность асфальта.
- Характеризуются бОльшим потреблением горючего, чем фрикционные автошины.
- Меньший эксплуатационный период, чем у оппонента.
- Присутствие легкой вибрации руля из-за высокого протекторного слоя и шипов.
- Шипы способны истираться и вылетать.
- При слишком высоких минусовых температурах (более 200С) снижается сцепление покрышек со льдом, шип царапает лед, но не может его пробить. При этом устойчивость и управляемость автомобиля уменьшаются.
Заключение
Стоит брать шипы либо лучше применить резину – «липучку» зависит от условий эксплуатации автомобиля. Если вы проживаете в городе, где зимой очень мало снега (его заливают специальными реагентами, усиленно чистят), то лучше применять «липучку», она обеспечит комфортное и безопасное вождение, а также прослужит значительно дольше, чем шины, имеющие шипы.
В условиях сельской местности либо частой езды по проселочным дорогам, где снег практически не убирают, образуется наледь, нужно отдать предпочтение шиповке. Она обеспечит устойчивость машины при езде по обледененной поверхности либо укатанному снегу, гарантирует хорошую проходимость авто. Шипованные шины незаменимы в условиях проселочных дорог.
Выезжая за границу на собственном автомобиле, уточните: допустимо ли применять шипы на территории интересующей вас страны. Во многих европейских странах недопустимо применение шиповки из-за возможности разрушения дорожного покрытия.
Секреты
Каждый год примерно в одно и то же время миллионы автомобилистов оказываются перед выбором, какие шины ставить: «шипы» или фрикционные, именуемые в народе «липучками». Так вот если с «шипами» все более-менее понятно, то второй вариант все еще вызывает вопросы и некоторую настороженность. Разбираемся вместе с производителем Toyo Tires, как работают «липучки» и кому они подходят.
За что цепляемся?
У фрикционных шин, как известно, нет шипов. А если нет, то возникает резонный вопрос: за счет чего они цепляются за дорожную поверхность? На деле это происходит благодаря протекторному рисунку. Если говорить точнее, в фрикционных шинах за поверхность дороги цепляются кромки блоков протектора, именно от них и зависит качество сцепления с дорогой.
Концепция протекторного рисунка «липучек» совершенствуется год от года, обрастая разнообразными нововведениями. Одно из самых важных – грунтозацепы – специальные зубцы, взаимодействующие с дорогой. Так вот, чем на шине больше блоков с зазубренными кромками, тем лучше сцепление с дорожной поверхностью. Хорошим примером может послужить популярная модель Toyo Observe GSi5 – она содержит множество блоков протектора с кромкой зазубренной формы, что позволяет обеспечивать лучшее сцепление с дорогой.
Еще одна фишка Observe GSi5 – стрельчатые зазубренные выступы в плечевой зоне. Благодаря им обеспечивается максимально качественное сцепление с дорогой при езде по глубокому снегу.
Важные прорези: прямые, 3-D и «паук»
Вышеописанные вещи – безусловно, крайне важные составляющие фрикционных шин. Однако это далеко не все. Еще один «секрет» липучек называется ламели. Это такие прорези, которые в ходе движения раскрываются и закрываются, обеспечивая стабильный контакт с дорогой и, что немаловажно, равномерный износ шины, так как сила давления благодаря им распределяется равномерно. Кстати, именно благодаря ламелям место контакта с землей получает способность подстраиваться под конкретный участок дороги.
Среди прочих, если хорошо поискать, можно встретить шины с «особенными» ламелями. Например, 3-D Multiwave, которые разработали в лаборатории Toyo Tires. Если говорить простыми словами, этот вид прорезей обеспечивает более эффективный контакт с дорогой за счет своей изогнутой формы.
Еще одна интересная разновидность прорезей – ламели в виде «пауков». На самом деле, это уникальная технология. Рассмотреть ее поближе можно на примере шины Toyo Observe GSi5.
Ее основная фишка заключается в том, что из-за особенной формы, напоминающей паука, она позволяет обеспечивать качественное сцепление во всех направлениях. То есть: не только при движении прямо, но и во время поворотов, что крайне важно в зимний период.
Торможение на снегу
Большинство автомобилистов свято верят, что только шипы способны адекватно вести себя во время торможения на снегу. Огромное заблуждение. Та же волновая ламель на центральном ребре шин Observe GSi5 создает на снегу и льду краевой эффект для лучшей курсовой устойчивости, торможения и дополнительного сцепления. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что все вышеописанные составляющие фрикционных шин Toyo Tires направлены на обеспечение максимально комфортной и безопасной езды по глубокому снегу.
Сегодня компании-производители шин стараются использовать максимально передовые технологии для просчета эффективности той или иной «примочки» на деле. Скажем, в вышеупомянутой Toyo Tires применяется система компьютерного моделирования T-mode. Она позволяет уже на этапе проектирования понимать, как резина поведет себя на дороге в той или иной ситуации и при разных погодных условиях.
Какую роль играет резина и при чем тут грецкий орех?
Наивно думать, что главное в фрикционных шинах – это их рисунок. Огромное значение имеет и состав резины. Она значительно отличается от летней, так как при производстве в ее состав добавляются специальные компоненты, позволяющие ей «правильно» вести себя в условиях низкой температуры и не терять эластичность.
Производители по всему миру не устают совершенствовать составы резины, тестируя самые разные компоненты, среди которых можно встретить и весьма экзотические.
Например, инженеры Toyo Tires разработали уникальную технологию Microbit. Ее суть заключается в добавлении в резиновую смесь протектора измельченной скорлупы грецкого ореха. Да-да, самого настоящего грецкого ореха!
depositphotos.com
Зачем это нужно? Все просто: частички скорлупы работают как микрошипы, вонзаясь в лед и улучшая сцепление на скользкой дороге. Вот примерно так выглядит взаимодействие частичек скорлупы со скользкой дорогой.
Еще один необычный компонент шин Observe GSi5 – порошок из бамбукового угля. Его задача заключается в улучшении сцепления, так как этот порошок способен выступать в роли абсорбента и убирать слой воды, образующийся при трении шины о ледяную поверхность. Вот так выглядят частицы порошка под микроскопом.
Дубеют ли «липучки» на морозе?
Как известно, резина при низкой температуре имеет свойство становиться твердой. Как с этим обстоят дела у «липучек»? Ответить однозначно за всех производителей вряд ли кто-либо сможет. Впрочем, если компания соблюдает все стандарты и использует лишь передовые «рецепты» для создания шин, беспокоиться не о чем. Например, в состав шин Observe GSi5 добавляется диоксид кремния (его также называют силикой). Этот компонент помогает протектору оставаться достаточно мягким и эластичным даже при очень низких температурах и обеспечивает адекватное сцепление на ледяной и снежной дороге.
Еще одна фишка – распределение силики. Чтобы она распределялась как можно более равномерно, специалисты Toyo Tires применяют технологию Nano Balance, которая позволяет анализировать и рассчитывать состав резиновой смеси на нано-уровне.
Кому подойдут «липучки»
Ниже – несколько рекомендаций экспертов о том, когда стоит сделать выбор в пользу фрикционной резины и как правильно с ней обращаться.
1. Большую часть времени вы проводите в городе, где вам не приходится разъезжать исключительно по голому льду, который характерен для загородных дорог. Со снегом фрикционные шины справляются значительно лучше шипованных;
2. Вам важно, чтобы шины при езде не шумели и наносили как можно меньше вреда дорожному покрытию;
3. Вы не хотите беспокоиться о переменчивой погоде. Фрикционные шины можно поставить гораздо раньше шипованных. Более того – они отлично подходят для использования весной, когда температура то и дело скачет.
Как правильно использовать «липучки»
Чтобы избежать неприятностей на дороге, после установки нового комплекта «липучек» рекомендуется первые 500-700 километров водить предельно аккуратно без резких ускорений и торможения. Это необходимо для того, чтобы верхний гладкий слой новой шины (она покрыта специальной смазкой) успел стереться. Как только это произойдет, начинает действовать пористая поверхность резины, в которой содержатся те самые частички скорлупы грецкого ореха, помогающие шине стабильно работать на мокрой и скользкой дороге.
Кстати, у шин Toyo есть своя полезная фишка для периода обкатки – ламели First Edge.
Они представляют собой неглубокие насечки на блоках и помогают достигать дополнительного краевого эффекта, обеспечивая самое важное для зимней дороги: безопасность и комфорт в движении.
Как работают фрикционные шины? ч.1
Многие водители используют в своей практике зимние фрикционные шины – шины «липучки», но не каждый знает принцип их работы.
Как работают зимние фрикционные шины – шины «липучки»?
В основу работы зимних шин положены несколько различных идей, которые дают отличный совокупный эффект.
Рисунок протектора
Рисунок протектора автомобильных шин оказывает существенное влияние на проходимость автомобиля. Когда-то давно, в середине XX века, когда дороги с усовершенствованным покрытием существовали наряду с гравийными и грунтовыми дорогами (такие дороги поддерживались в хорошем состоянии при помощи грейдеров), автомобили оснащались шинами с так называемым «универсальным» рисунком протектора.
Универсальный рисунок протектора представлял собой своего рода компромисс между шинами повышенной проходимости с самоочищающимся протектором и шоссейными шинами, предназначенными для длительного движения на высоких скоростях по шоссе.
Универсальный рисунок протектора обычно не имел ярко выраженных продольных рёбер (для улучшения управляемости и курсовой устойчивости) и глубоких продольных канавок для отвода воды из пятна контакта шины с дорогой.
Обычно универсальный рисунок протектора представлял набор ориентированных продолговатых шашечек.
Рис.1. Универсальный рисунок протектора. Шины с таким рисунком протектора часто используются заводом-изготовителем для первичной комплектации автомобилей малого и среднего классов
Эти шашечки выполняли функцию грунтозацепов (без эффекта самоочищения) при движении по гравийным и грунтовым дорогам. А при движении по шоссе канавки между шашечками служили для отвода воды из пятна контакта шины с дорогой.
В зимнее время универсальный рисунок протектора обеспечивал удовлетворительное сцепление при движении по расчищенным дорогам и по укатанному снегу. Однако на обледенелой дороге универсальный протектор не позволял уверенно затормозить или уверенно тронуться в горку.
С увеличением сети шоссейных дорог с усовершенствованным (асфальт и асфальтобетон) покрытием всё больше автомобилей выпускались с заводов с шоссейной резиной. Шоссейная резина имеет выраженный продольный рисунок, обеспечивающий отличную управляемость и сцепление при движении по сухому и мокрому асфальту. В тоже время шоссейная резина не позволяет уверенно двигаться по снегу из-за отсутствия грунтозацепов.
Шоссейная резина – это и есть летняя резина, установленная на большинство автомобилей. Шины повышенной проходимости для внедорожников с выраженными грунтозацепами мы сейчас не рассматриваем.
При попытке разогнаться по заснеженной дороге на летней (щоссейной) резине водитель заметит срабатывание ESP и индикацию срабатывания ESP на приборной панели.
При попытке затормозить по заснеженной дороге на летней резине водитель заметит срабатывание системы ABS даже при несильном нажатии на педаль тормоза.
При круглогодичной эксплуатации автомобиля появилась потребность в резине, предназначенной для эксплуатации автомобиля в зимнее время. Подобная резина стала называться зимней резиной.
Зимняя резина (зимняя шина) может быть фрикционной (липучкой) или оборудоваться шипами противоскольжения. Надо признать, что инновации при разработке допустим, фрикционных шин находят своё место при разработке зимних шин с шипами противоскольжения. Так, например зимние шины с шипами противоскольжения получили шашечки протектора, разделённые на ламели. Изменился и состав резины, применяемый для изготовления зимних шин с шипами противоскольжения.
Протектор фрикционной зимней шины имеет грунтозацепы, как любой самоочищающийся протектор. Однако эти грунтозацепы расположены плотнее для повышения ходимости шины, а также для увеличения числа ламелей.
Протектор фрикционной шины может быть направленным или ненаправленным, симметричным или несимметричным. Но из-за плотного расположения грунтозацепов протекторы большинства фрикционных шин не предназначены для движения по глубокому рыхлому снегу.
Рис.2. Рисунок протектора фрикционной шины
Сфера применения фрикционных зимних шин (липучек) – расчищенные улицы больших городов, автобаны и федеральные трассы. Фрикционные зимние шины отлично подходят для межсезонья, когда ночью всё замерзает и выпадает немного снега, а днём – лужи и всё тает.
Протектор фрикционных шин конструируется так, чтобы обеспечить эффективный отвод воды из пятна контакта для предотвращения аквапланирования. Протектор фрикционной шины является самоочищающимся.
© 2011 abcIBC.com. All rights reserved.
Page 1 2 >>
Удачи на дорогах!
Оглавление
Фрикционные шины или резина-липучка — что это такое?
Скандинавская стратегия безопасного зимнего вождения автомобиля не предусматривает тотального использования специальных реагентов для зимнего покрытия дорог. Именно в северных странах получили распространение фрикционные шины, как наиболее приемлемый вариант. Покрышкам скандинавского типа – липучкам, отдает предпочтение все больше водителей. Чем же отличается резина липучка от традиционной европейской зимней шины и, тем более, от шипованного варианта резины?
Показания и показатели использования разных типов шин
При выборе определенного типа зимней шины следует не только полагаться на результаты специальных тестов, но и учитывать условия преимущественной эксплуатации автомобиля. В общем виде известные типы зимней резины распределяются так:
- Зимние европейские шины. Представители этой группы рассчитаны на мягкие зимы, с частыми оттепелями, небольшим количеством снега. Идеальным является асфальтобетонное мокрое покрытие, свободное от снега при незначительных отрицательных температурах.
- Фрикционные шины. Разработчики этих моделей рассчитывают на эффективность на дорогах с укатанным снегом или при обильных снегопадах. Резина будет эффективна для преимущественно загородной езде.
- Шипованная авторезина. Преимущественные условия для передвижения – ледяная корка снежного покрытия или обледеневший асфальт. Сцепные свойства в этом случае резко возрастают. Применение в условиях мялкой зимы видится явно сомнительным.
Предпочтения в выборе шин не всегда соответствуют реальным дорожным условиям. Однако с повышением грамотности водителей, тенденция меняется. С пониманием особенности, что такое резина липучка, доля ее на рынке постепенно растет, как представлено в таблице.
Таким образом, на липучках предпочитает ездить все больше водителей. Скандинавский тип покрышек смог отобрать у каждой из групп по одному проценту на рынке. Кроме того не следует забывать, что практика использования шипованных шин привела к их запрету во многих странах. Не стоит забывать, что использование в теплый период года резины с шипами вообще запрещено, а на липучках водитель будет ездить с учетом погодных условий в конкретный период. Пример снежного мая 2017 года – тому лучшее подтверждение.
Что говорит дорожный закон
Основные положения, которые обозначает закон о зимней резине, укладываются в три периода:
- Зимние месяцы с декабря по февраль. Используется только зимняя резина любого из типов.
- Летние месяцы с июня по август. Запрещено использовать шипованную резину.
- Весенние и осенние месяцы. Допускается использование резины любого типа.
Следует отметить, что штраф за применение зимней резины с остаточной высотой протектора менее 4 мм возможен только при использовании в холодный период года.
Отличия не шипованных шин разных типов
Особенности поведения колес на зимней резине и различный принцип работы европейского и скандинавского типа обеспечен как изменением состава резины, так и конструктивными отличиями.
Следует оговориться, что при проведении теста сравнение двух категорий не шипованных шин должно проводиться в сравнении по отдельным категориям. Только так удастся получить объективную оценку.
Расхождения в конструкции
Отвечая на вопрос, что такое скандинавский тип шины, следует рассмотреть такие позиции:
- Направленность рисунка. Скандинавский тип не имеет направленного рисунка, т.к. не ставит своей задачей отвод воды из-под колеса.
- Симметричность рисунка. Назначение в работе колеса – постоянная снежная масса или лед, что не вынуждает производителя приспосабливаться к различным типам дорожного покрытия. Удобство симметричных покрышек – возможность установки на любую сторону авто.
- Исполнение элементов протектора. Характерные ромбовидные шашечки, призванные продавливать твердую корку снега или льда. Наблюдается большое расстояние между элементами протектора.
Выступающие ромбовидные элементы имеют высоту до 9 мм на новой шине, а на поверхности ромба нарезаны мелкие прорези. При продавливании корки элемент расплющивается, раздвигая массу в стороны. Пятно контакта увеличивается.
Европейский тип дополнительно имеет мощные грунтозацепы и большое число прорезей в поперечном направлении для отвода воды.
Расхождения по составу
Мягкость фрикционной резины несколько ниже, чем изделия европейского типа. Однако без прибора здесь не обойтись, а значит, при выборе колеса придется положиться на сведения производителя или результаты рейтинга сравнительного теста.
За счет мягкости показатели скорости скандинавских липучек обычно меньше, чем у европейского типа. Чаще всего в первом случае выпускаются колеса с индексами от Q (160 км/ч) до T (190 км/ч), в то время как европейские модели имеют индекс скорости до V- 240 км/ч. Согласитесь, для отечественной зимы такая скорость не актуальна.
Выбор зимней шины
Если вопрос, что такое фрикционные шины, оказался снят, то эти сведения легко использовать в дальнейшем. При решении задачи, как выбрать зимнюю резину, необходимо учитывать не только отзывы, но и основные результаты тестов.
За счет отдельных показателей резина выделяется на разных типах дорог. Но современные рейтинги выстраиваются, исходя из комплексного балла, который отображает соотношение цены и качества изделия.
К примеру, рассмотрим две шины одного производителя для распространенной размерности 205/55R16 для зимы 2015 года. Лидер, Nokian Хаккапелита R2 является абсолютным лидером по сцепным свойствам на льду и снегу, проходимости, торможению и курсовой устойчивости. При стоимости за штуку 5,83 тыс. руб. на тот момент, соотношение цена/качество составляет 6,3.
Середнячек, Nokian Нордманн-RS имеет средние и выше средних показателей по всем характеристикам, без слабых сторон. При стоимости 4,02 тыс. руб. соотношение цена/ качество не превышает 4,6. Для владельцев авто с ограниченным достатком второй вариант является предпочтительным. Разница комплекта на один авто составит более 7 тысяч рублей.
При умеренном стиле вождения не потребуются максимальные показатели курсовой устойчивости и сцепным свойствам на снегу. А в эффективности торможения разница не превышает 1 метра для снижения скорости с 30 до 5 км/ч для двух моделей. В большинстве случаев это не станет критичным показателем.
С уважением, Максим Марков!
Как выбрать нешипованные зимние шины липучки? Виды
Фрикционные шины получили широкое распространение. От шиповки отличаются наличием ламелей, заменяющих шипы. Современные «липучки» совершенно не уступают по эффективности шипованным покрышкам. Использовать их можно практически в любых зимних условиях.
Разновидности зимней нешипованной резины
Для начала стоит рассмотреть скандинавский тип фрикционных шин. По большей части показателей не уступают шипам, что позволяет эксплуатировать их в самых сложных условиях.
В первую очередь учитывают особенности протектора. Он глубокий, с большим количеством сегментов разной формы. Это позволяет улучшать сцепление с дорогой. Имеет ярко выраженные плечи, повышающие эффективность на снегу, удерживающие автомобиль от сноса при проезде поворотов.
Важным элементом протектора являются ламели. Обеспечивают хорошее зацепление с любыми дорожными покрытиями. Именно ламели позволяют скандинавской «липучке» показывать результаты на льду не уступающие шипованным покрышкам.
Отличаются мягкой резиной, при самых низких температурах не замерзают. Это приводит к быстрому истиранию при поездках по асфальту, в условиях положительной температуры.
Рекомендованы для эксплуатации в условиях суровых, многоснежных зим. Так как они мягкие, следует аккуратно управлять автомобилем на высокой скорости. Выбирать подобную резину стоит если в городе не слишком хорошо чистят снег зимой, если живете в частном секторе.
Скандинавские
Другой тип фрикционных шин – европейский. Отличается простым протектором. Зачастую используются направленные варианты рисунка. Это позволяет надежно отводить из-под колеса воду, слякоть. Эти зимние фрикционные шины зачастую не имеют развитых плечевых сегментов, что несколько ограничивает их использование на заснеженных участках.
Отлично себя ведут во время оттепелей, хорошо справляясь со своими задачами на мокром снегу. Состав резины жестче, что дает возможность удерживать автомобиль на сухом асфальте и высоких скоростях.
Обычно приобретают для эксплуатации в мягком климате с большим количеством оттепелей. Хорошо себя показывают в городских условиях, когда в основном приходится ездить по сухому, чистому асфальту.
Если в вашем регионе часто случаются морозы свыше -20°C, выбирать европейские шины не стоит.
Европейские
Фрикционные шины отличаются составом резины, который позволяет добиваться эффективного сцепления с дорогой. Поэтому, стоит его рассмотреть подробне.
В первую очередь учитывают уровень мягкости покрышек. Измеряется этот параметр по шкале Шора. Для зимних скандинавских шин этот параметр 50-60 единиц, достигается путем добавление кремниевой крошки, масел и смол.
Если рассматривать «еврозиму», уровень мягкости будет 58-67 по Шору. По факту, не слишком уходят по этому параметру от стандартных дождевых шин. Не рекомендуется применять покрышки с европейским протектором в условиях больших морозов.
Также стоит рассмотреть верхний слой протектора. Он должен надежно сцепляться с дорогой, в том числе со льдом. Для этого поверхность имеет микропоры, которые обеспечивают разрыв водяной пленки, на поверхности льда. Заметить эти поры можно даже без дополнительного оборудования, именно благодаря ним поверхность протектора кажется шероховатой.
Ламели – что это и какую функцию выполняют
Все шины-липучка имеют ламели. Этот элемент значительно улучшает характеристики покрышки на скользком покрытии и снегу.
Под ламелями подразумевают надрезы на протекторе. Позволяют шине быстро подстраиваться под любые условия. Достигается это путем придания мягкости протектора. Может смещаться при необходимости, выводить воду из основного протектора. Ламели образуют небольшие когти, усиливающие трение о дорогу, что улучшает сцепление.
На данный момент ламели используются самых разных форм. Однозначного решения, какой тип лучше нет. Перечислим наиболее распространенные разновидности.
- Прямая;
- Четырехугольная ламель
- Вонлообразная;
- Z-ламель;
- Зиг Заг;
- 3D ламель;
- П-образная ламель.
На практике используется сразу несколько типов ламелей. Удается добиться наибольшей эффективности. Действуют примерно одинаково, в разных условиях эффективность конкретного типа ламелей может меняться.
Отдельно стоит рассказать о ламеле-насосе. Это ламель, располагающийся на плечевых блоках. При этом, надрез обязательно расширяется к внешнему краю блока. Получается надежнее собирать и выводить воду из пятна контакта.
Типоразмер
Типоразмеры фрикционных шин не отличаются от летних или зимних. Маркировка такая же. Давайте рассмотрим ее подробно.
За пример возьмем типоразмер 215/65R16 102T. Маркировка указана на боковине шины. Расшифруем, что обозначает.
- 215 – ширина профиля. Указывается в миллиметрах.
- 65 – высота профиля покрышки. Является отношением высоты к ширине профиля. Показывается в процентах. Если этого параметра нет, это высокопрофильная шина с высотой более 80%.
- R – радиальная конструкция.
- 16 – внутренний или посадочный диаметр.
- 102 – индекс нагрузки.
- T – индекс скорости.
Разберем некоторые нюансы, которые нужно учитывать, подбирая типоразмер фрикционных шин.
В первую очередь нужно учитывать ширину профиля. Оказывает непосредственное влияние на ходовые качества автомобиля. Обычно производитель дает небольшой разбег в допустимой ширине. Для зимы лучше выбирать узкие покрышки, в этом случае гораздо проще будет проезжать по снегу. Если брать наш пример, вместо ширины 215 мм, можно взять 205 мм, это для большей части автомобилей будет разрешенным размером.
Также следует учитывать высоту профиля. Нужно смотреть на особенности эксплуатации автомобиля в вашем случае. Вообще зимние шины липучки можно выбирать по правилу – для зимы лучше высокопрофильная резина.
Но, нужно учитывать некоторые нюансы. Если вы постоянно ездите по снегу, действительно лучше брать шины с профилем больше 75%. В случае, когда постоянно приходится ездить по трассам и городу, резина с высоким профилем будет лишней. Обычно при выборе следуют следующим параметрам.
- Для европейского протектора лучше выбрать профиль 55-65%. Это связано с более высоким допуском по скорости движения.
- Для скандинавской шины 65-75%, при эксплуатации в городе. 80% если планируется выезд на снежную целину.
Зная, какие бывают шины по типоразмеру подбирают оптимальный вариант.
Установив высокопрофильные зимние шины стоит помнить, что автомобиль будет менее устойчив на больших скоростях, в поворотах. Будьте внимательны при управлении.
Индекс скорости
Индекс скорости выражается в виде латинской буквы. Он указывается на боковине покрышке в типоразмере. Для расшифровки данных потребуется воспользоваться таблицей. Как правило, на этот параметр влияют особенности резиновой смеси и протектор.
Скандинавские покрышки обычно имеют индекс Q (160 км/ч) или T (190 км/ч). Связано это в первую очередь с техническими особенностями шин, помогающих эффективнее справляться со снегом, при этом делают шину менее надежной на высокой скорости.
Европейские шины часто получают индекс V (240 км/ч). Причина в том, что по составу резиновой смеси, особенностям протектора ближе к дождевым покрышкам, к скорости относятся лояльно.
Вообще на показатель скорости выбирая нешипованные зимние шины стоит смотреть только для справки. Выезжать на лед или просто зимнюю трассу на скорости свыше 140-160 км/ч небезопасно.
Индекс нагрузки
Чтобы правильно подобрать резину для конкретного автомобиля нужно учитывать индекс нагрузки. Найти его можно на боковине. Обычно указывается в виде индекса, который расшифровают по таблице. Иногда коммерческие покрышки могут иметь просто указание максимальной массы на одно колесо в килограммах.
Давайте разберемся на примере как выбрать шину по этому параметру. Сделать это можно самостоятельно.
- Смотрим в ПТС автомобиля максимальную снаряженную массу. Допустим у нас это будет 2400 кг.
- Делим 2400 кг на 4 (количество колес). Получаем нагрузку на одно колесо 600 кг.
- Ищем в таблице нагрузку, ей соответствует индекс 90.
Максимально допустимый индекс для нашего автомобиля будет 90.
Рекомендуется всегда брать нешипуемые шины с индексом немного меньше максимального. Это поможет избежать проблем в случае перегруза.
Правила обкатки зимних фрикционных шин
Часто водителей интересуют какие правила обкатки следует применять для нешипованных шин. Вообще никаких жестких требований по обкатыванию фрикционной авторезины нет. Тут нет шипов, которые требуют времени, чтобы встать на место.
Но, на поверхности протектора остается пленка состава, которым смазывается форма для изготовления покрышки. Из-за этого новая шина всегда имеет сниженный коэффициент сцепления с дорогой. Поэтому, первые 50-100 км пути избегайте ситуаций с резкими торможениями и разгонами. Больше ничего не требуется.
Срок службы зимней резины
При покупке смотрите, когда была произведена автошина. Согласно требованиям ГОСТов, храниться на складе должна не более 3 лет с момента изготовления. Естественно, чем меньше срок хранения, тем лучше.
Максимальный срок эксплуатации 5 лет. Даже хорошие покрышки не стоит эксплуатировать дольше этого срока. А на практике, следует менять еще раньше. Дело в протекторе, изначально имеет глубину канавок 8-10 мм. Допустимой считается глубина в 4-6 мм, если протектор стирается до этого уровня покрышку следует поменять. Определить глубину канавок можно самому, по меткам установленным производителем, или заехать на ближайший шиномонтаж, проверить глубиномером.
Максимальный пробег для шины может достигать 45-60 тысяч километров. Зависит от производителя, типа протектора. Европейские покрышки служат дольше.
Средний срок службы на практике составляет 2-3 сезона. Чтобы избежать проблем перед каждой зимой следует тщательно осматривать резину, проверять протектор на предмет износа. Если имеются сомнения, лучше заменить комплект. Сказывается хранение летом, особенности складирования сильно влияют на срок службы.
Как сэкономить при покупке
Часто перед водителями встает вопрос, как сэкономить на зимней резине. Многие делают ошибку, покупая бывшие в употреблении шины. Этого делать нельзя. Ведь вы не знаете, как ее использовали, были ли повреждения и другие нюансы. При современном уровне технологий, к примеру, сложно отличить восстановленный протектор, а сотрется очень быстро. Поэтому, берите только новые покрышки.
Если нужно сэкономить, есть вариант с меньшим типоразмером. Такая резина стоит меньше. Важно учитывать рекомендации производителя автомобиля, и укладываться в допустимые параметры.
Однозначно ответить какие лучше брать нешипованные шины невозможно. Слишком много параметров влияет на выбор. Перечислим основные параметры:
- тип протектора;
- типоразмер;
- допустимая нагрузка.
Это основные моменты, влияющие на эксплуатационные характеристики покрышек.
Как функционируют зимние фрикционные шины
Работа зимних автомобильных покрышке основана на применении целого ряда идей, сочетание которых дает оптимальный совокупный эффект.
Свойства резины
Для улучшения сцепления с зимней дорогой состав резины, из которой производится фрикционная зимняя шина, должен обеспечивать её эластичность при отрицательных температурах.
Фрикционная резина первых образцов обладала излишней эластичностью, что создавало видимость абсолютной непригодности таких шин в летний период. В процессе дальнейшего совершенствования резина стала менее эластичной, благодаря чему производители получили возможность нарезания шашек протектора меньших размеров.
С целью повышения устойчивости и управляемости автомобиля на льду (или на ледяной поверхности) конструкторы зимних фрикционных шин применяли специальную микропористую резину в качестве материала для изготовления рабочего слоя шины. Миниатюрные поры микропористой резины как бы прилипают ко льду (как миниатюрные присоски), обеспечивая более короткий тормозной путь и стабильное управление автомобилем на ледяной поверхности.
Большая эффективность прилипания была достигнута за счет разделения шашечки протектора на ламели, которые, в свою очередь, не выступают за пределы геометрии шашечки. Под воздействием веса машины ламели раскрываются, заставляя шину буквально прилипать ко льду, подобно присоске.
За счёт этого эффекта прилипания подобные зимние фрикционные шины и получили название “липучки”. Работа этих самых липучек весьма интересна.
По мере износа протектора шины на его поверхности открываются новые поры, что позволяет сохранить долгосрочную эффективность подобной фрикционной шины при длительной эксплуатации.
Не менее значимой инновацией от производителей автомобильных шин стала разработка нового состава резины с наличием волокон стекла. Благодаря применению этих волокон, поверхность льда царапается для обеспечения лучшего сцепления с шиной.
Разновидности ламелей
Как было упомянуто выше, универсальный рисунок протектора (по сравнению с рисунком шоссейной шины) обеспечивал вполне удовлетворительную управляемость на зимней дороге. Посредством изучения данного феномена ученым удалось выяснить, что на сцепление с зимней дорогой влияют шашечки протектора.
Более того, была установлена прямая взаимосвязь между количеством шашечек в пятне контакта и сцеплением колеса с зимней дорогой. Более глубокий анализ полученных свойств резины позволил обнаружить так называемый “кромочный эффект”.
Основывается кромочный эффект на том, что сцеплению шины с зимней дорогой способствует не собственно шашечка протектора, а её кромка.
Кроме того, если при разгоне автомобиля задействуется задняя (по ходу движения) кромка шашечки протектора, при торможении – передняя кромка шашечки.
Из сказанного следует вывод, что сцепление фрикционной шины с дорожным покрытием зависит от количества кромок и их суммарной длины в пятне контакта шины с дорогой.
Способы увеличения сцепления фрикционной шины с дорогой
Решение по увеличению сцепления показалось простым – надо разделить шашечки протектора на отдельные части, тогда количество кромок в пятне контакта фрикционной зимней шины возрастёт. Однако выполнение данной задачи с технической точки зрения оказалось достаточно сложным по той причине, что увеличение числа ламелей приводило к сокращению их ширины, в результате чего они становились попросту неустойчивыми, в особенности, если речь шла о слишком мягкой резине. Естественно, у водителей появилось мнение о том, что фрикционные шины можно использовать только при низких температурах, иначе ламели подламываются, и шина быстро приходит в негодность.
По истечению определенного количества времени в ходе экспериментов в сочетании с полученным опытом были созданы современные конструкции фрикционных покрышек, которым были не присущи недостатки первых моделей.
Изменённый состав резины позволяет современной фрикционной шине сохранять свои свойства в широком диапазоне температур, поддерживать долгосрочную эффективность шины при длительной эксплуатации, а также обеспечивает высокую ходимость фрикционных шин.
Кроме того, значительным изменениям были подвержены конструкции ламелей. Применение компьютерного 3D моделирования позволило значительно повысить устойчивость ламелей уже на этапе разработки конструкции. Благодаря отказу от чересчур мягкой резины, эффект подламывания ламелей в процессе резкого разгона, либо торможения был практически исключен.
Конфигурация ламелей, используемая при создании фрикционных шин, призвана обеспечить самоочищение протектора. В конструкции фрикционной шины предусмотрено эффективное отведение воды из пятна контакта с поверхностью дороги. Фрикционные шины последнего поколения обеспечивают автомобилю высокую курсовую устойчивость и отличную управляемость.
Выпуская фрикционные шины последнего поколения, производители лишили свою продукцию практически всех недостатков, которые присутствовали у первых моделей. Они способны сохранять свои первоначальные качества под воздействием широкого диапазона температур, ламели обладают высокой устойчивостью, а длительная эксплуатация не оказывает столь пагубного влияния на длительность эффективного функционирования шины.
Шины на липучках
При наступлении зимы каждый автовладелец задумывается о подборе зимней резины. Возникают распространенные вопросы: Что выбрать — шины с шипами или на липучках? Какими параметрами липучки лучше шипов? Какими особенностями они обладают?
Конечно же, такое яркое название «липучка», лишь маркетинговый ход от производителей. На самом деле они называются фрикционными шинами. У некоторых автомобилистов слово фрикция вызывает лишь непонимание, так как с научной точки зрения оно расшифровывается как «трение».
Липучки, по первым предположениям людей, имеют отличительные характеристики, по сравнению с обычной шипованной резиной. Именно по этой причине данные шины покупают гораздо чаще и больше, нежели фрикционные. Автомобилисты считают, что эта резина была разработана с помощью нанотехнологий, поэтому обладает таким удивительным названием.
Состав резины
Фрикционные шины, или другими словами «липучки», имеют отличия от резины с шипами по составу и рисунку протектора. В состав входят такие компоненты, которые обладают необходимой эластичностью, гибкостью, легкостью, что является огромным преимуществом для показателей сцепления с дорогой.
Несмотря на это, качество шины сохраняется на высоте — оно достаточно жесткое, обеспечивает отличную управляемость автомобилем при поездках по снежным дорогам, мокрым поверхностям. Использование данных шин будет гарантировать безопасность нахождения на дорогах посредством сцепления колес.
Рисунок у колес имеет множество канавок. Они помогают вычищать камни, землю, разнообразные загрязнения от контакта дороги и покрышки. При отведении лишней воды создается результат прилипания шин к покрытию дорог.
Отличительные характеристики шипованной резины от липучек
Чтобы выбрать для себя лучшие шины, необходимо их уметь сравнивать:
- При поездках по снежным дорогам. Проведение тестирования происходило по утрамбованному снегу. Это неоднозначный результат, так как в реальной жизни такое встречается не часто. Зимняя дорога может иметь на поверхности смеси снега с грязью, пылью, камнями, которые применяются для снижения количества снега. В этой ситуации фрикционные шины показали замечательные результаты. Они преподнесли себя с лучшей стороны, нежели обычные шипованные.
- При поездках по асфальту без снега и дождя. При проведенных испытаниях был сделан вывод, что для всех разновидностей зимней резины было тяжело ездить по высушенному асфальту. Все шины начинают в скором времени нагреваться, повреждаться, а в худших случаях перегреваться (ухудшается качество). У шипованной резины шипы истираются и портят дорожное покрытие.
- При езде по сырому асфальту. В реальной жизни, зимой редко можно встретить сухой и ровный асфальт. Чаще всего приходится совершать поездки по сырой дороге, на которой присутствует смесь пыли со снегом. В такой ситуации шипованные шины проигрывают липучкам, так как они лучше производят сцепление с дорогой, что помогает автомобилю быстрее и легче затормозить. Это осуществляется по причине вытеснения воды из места контакта колес с покрытием дороги.
- Наличие шумности. У автомобилей с шипованной резиной присутствуют шумы при езде. Шины-липучки характеризуются отсутствием шумы передвижения, несмотря на скорость (даже с повышенной скоростью шумов не возникнет).
- Езда на автомобиле по дороге, покрытой льдом. При тестировании скорости торможения были получены следующие результаты: автомобиль с фрикционными шинами останавливается несколько медленнее, нежели с шипованными. Если дорога будет покрыта льдом, то лучшая управляемость автомобилем будет именно с шипованной резиной. Фрикционная в данном случае менее эффективна — при повороте нарушается координация авто и управляемость. В худшем случае, можно полностью потерять управляемость над автомобилем.
Главные преимущества липучки
Современные шины на липучках обладают множеством положительных качеств, например:
- Отличная устойчивость автомобиля на мокром асфальте, крепкое сцепление шин с дорожной поверхностью.
- Отсутствует шум при поездках, нет быстрого износа резины, стирания и других дефектов.
- Даже при высокой отрицательной температуре воздуха шины не теряют своего качества, стойкости, эластичности. Обеспечение надежности, безопасности, комфорта на дорогах.
- При поездках заграницу можно обнаружить, что там может быть запрещено использование шипованной резины. Поэтому важно тщательно знакомиться с правилами Европейских стран.
- Ламели не причиняют вреда дорогам.
- У руля не возникает вибраций (как при использовании шипованных шин).
- Снижается расход топлива автомобиля. Происходит меньшее потребление топливной смеси, в отличие от применения шипованной резины.
- Срок использования гораздо выше, чем у других шин.
Главные недостатки
К большому сожалению, как и любой товар, шины-липучки имеют и свои недостатки:
- Сцепление резины со снежно-ледяным дорожным покрытием оставляет желать лучшего.
- Затормаживает движение по снегу.
- Осуществление торможения происходит медленно.
Размерности автомобильных шин-липучек
165/80R13 | 595 | 275 | 166 | 288 |
135/80R12 | 520 | 240 | 141 | 254 |
205/70R14 | 655 | 297 | 205 | 315 |
165-13/6,45-13 | 615 | 288 | 168 | 292 |
Фрикционная резина
На сегодняшний день существует несколько лидеров продаж фрикционной резины в зависимости от типа кузова автомобиля. Таким образом, для легковых автомобилей и для внедорожников имеются свои наиболее популярные шины.
Для легковых автомобилей
Данную модель производители создали для всех сезонов (как лета, так и зимы). Рисунок протектора стильный, в виде соприкасающихся полукругов. Специалисты рекомендуют использовать данную резину для теплых зим. Создают быстрое торможение на снежной и мокрой дороге. Износостойкость, прекрасное сцепление с дорогой, водоотвод. Тем не менее, некоторым людям данный вариант не подойдет по причине завышенной цены.
Прекрасно подходят для малоснежных зим. Чаще всего используются в городах, где есть сырой асфальт и снег (смесь грязи со снегом). Отличный вариант для спокойного вождения в зимний период времени, особенно для машин, которые оснащены полным приводом. Важные достоинства: качественные, жесткие и пластичные одновременно, отличная управляемость, как на мокром, так и на сухом асфальте, практически бесшумны.
Качественные шины-липучки. Обладают высокими показателями скорости и отличной управляемостью в любое время года. Однако автомобилисты советует не увеличивать скорость, если машина едет по заснеженной каше. Многочисленные тесты (во Франции и Германии) показали, что данная модель идеально ведет себя как на мокром дорожном покрытии, так и на заснеженном (без примесей песка и грязи).
Для внедорожников
Данная резина прекрасно подходит для теплой зимы. Имеет отвод воды, обладает хорошей проходимостью по мокрой снежной дороге. Не подходит для скоростных поездок. Однако весьма комфортный вариант для поездок по городу.
Данная модель обладает отличной проходимостью, устойчива к низким температурам, обеспечивает быстрое торможение. Лучше всего подходит для суровых и заснеженных зим, где необходимо качественное сцепление шин с дорогой. Тем не менее, можно использовать в регионах, где часто меняется погода.
Отзывы
Михаил Смирнов, 35 лет, Екатеринбург:
Использую фрикционные шины в зимний период. В целом, покупкой доволен. Отличная проходимость по снегу. Если будете ездить по грязи, то стоит как следует подумать, потому что она забивается во все щели (сложно и долго промывать). Для людей, кому нужна отличная управляемость автомобилем — это превосходный вариант.
Евгений Лебедь, 43 года, Москва:
Крутая резина! Едет без проблем по снегу. Даже по ледяной дороге даст фору шипованным шинам. Конечно, были и недостатки с управлением — после резкого поворота машина начала сильно плавать. Решил провести такой тест. Тем не менее, все показатели отличные. На следующий сезон куплю еще. Рекомендую!
Василий Лобов, 39 лет, Самара:
Эти шины созданы для тех людей, кому необходимо постоянно ездить по городу или загород зимой. На льду, сказал бы, похуже шипов. В целом я доволен. Данная модель у меня прошла около 2900 километров на заднем приводе. Угробил только колесо в яме, сильно не стер. Сейчас купил еще, уж очень понравились.
Антон Николаев, 42 года, Краснодар:
Шинами-липучками в нашем городе пользуются практически все автовладельцы. Очень трудно встретить машину с шипованной резиной. Это обусловливается климатом города и практически отсутствие снежных зим. В связи с этим, никто не хочет портить свою резину (шипованную), да и дорожное покрытие тоже, об идеально сухой асфальт. В связи с этим, пользуюсь липучками каждую зиму и очень доволен. Единственное, когда выезжаешь на трассу в сторону более северных городов, не стоит превышать допустимую скорость, так как на заледеневшем участке дороги просто-напросто можно полностью потерять управление над машиной.
Фрикционные шины — производители и характеристики
Это делает каждый автомобилист, которому предстоит зимняя эксплуатация автомобиля – выбирает и устанавливает «зимнюю» резину. На этот счет у каждого имеется собственное мнение, подтвержденное собственным же опытом. Фрикционные шины — производители и характеристики современной резины в нашем материале. Но нельзя не отметить того факта, что нынешняя погода совсем не та, что была двадцать лет назад или даже тридцать.
Для теперешней погоды характерны резкие перепады температур, мороз легко оборачивается оттепелью, а лед и снег в течение одних только суток может стать настоящей снежной кашей, а то и вовсе водой. Требуется резина, которая даже при такой переменчивой погоде гарантирует контроль над автомобилем, а значит, безопасность водителя и всех тех, кто находится в салоне.
Такова одна из причин, по которой автолюбители отказываются от шипованной резины в пользу фрикционной. А если предположить, что эксплуатация будет проходить на дорогах города, причина становится все более и более существенной.
Фрикционные шины — особенности
Данный тип шин предназначен для эксплуатации в условиях зимы, что подразумевает низкую температуру и обильные осадки в виде снега или снега с дождем, плюс наличие обледенения дорожного покрытия.
Для противодействия перечисленным неблагоприятным условиям фрикционные шины имеют следующие особенности:
- состав резины рассчитан на низкие температуры, она не теряет эластичности на холоде. Кроме того, рабочая поверхность шины должна быть пористая, что позволяет увеличивать площадь контактного пятна;
- собственный, отличный от летнего, рисунок, то есть совокупность выступов, канавок и ламелей. За счет этого повышается устойчивость на дороге, сцепление с поверхностью, но значительно снижается время самоочищения протектора. Рисунок зимних колес бывает симметричный или ассиметричный, направленный или ненаправленный.
Универсальных рекомендаций нет, многое зависит от особенностей дороги, по которой предстоит ездить, модели автомобиля, стиля езды и даже количества пассажиров. Однако направленный рисунок хорош на дороге, где мокрый снег, а ненаправленный, с глубокими канавками, подходит для бездорожья и свежего, глубокого снега.
Есть у фрикционных шин одна особенность, за которую в народе их называют «липучками», за счет пористой основы и мелких тонких канавок, ламелей, в зоне контактного пятна резина «прилипает» к дорожному покрытию, что увеличивает сцепление с любой поверхностью, кроме того, это повышает устойчивость автомобиля при совершении поворота.
Фрикционные шины — современный подход
Стоит сказать, что нынешние производители автомобильной резины очень далеко ушли от изобретения Роберта Уильяма Томсона, Джона Данлопа и даже от Андрэ и Эдуарда Мишленов, которые первыми установили «воздушное колесо» на автомобиль. Каждый новый год добавляет что-то особенное к автомобильному колесу, делая его более безопасным, более стойким к повреждениям, более управляемым и экономичным, что тоже имеет значение.
Фрикционные шины — технология
К последним новинкам следует отнести следующие технологии, заявленные самими производителями:
- технологию Cryo Crystal от Nokian Tyres, добавление в резину твердых частиц, способствующих улучшению сцепления с покрытием и снижению износа резины;
- технологию IronFlex концерна Michelin, повышающую прочность автомобильной резины за счет специального изобретенного корда;
- технологию Flex-Ice того же производителя, создание особого состава резины, что позволяет сохранять ее эластичность, независимо от перепадов температуры, без потери прочности самого колеса. Здесь используются дополнительные выступы и приподнятые боковые канавки;
- технологию Flat Run, позволяющую проехать на спущенном колесе 150 км и более со скоростью порядка 80 км/ч, после чего колесо можно восстановить и продолжить его полноценную эксплуатацию, и это с учетом того, что резина этого типа более мягкая;
- оснащение колес, прежде всего зимних, информационными участками, позволяющими оценивать степень износа протектора;
- изменение конфигурации и увеличение числа выступов-шашечек, что положительно влияет на проходимость и сцепление с дорожным покрытием.
По-прежнему продолжается поиск оптимального расположения и глубины ламелей, результаты этих своих изысканий были представлены всеми крупными производителями автомобильных колес.
Фрикционные шины — производители
Современный рынок насчитывает порядка тридцати известных названий автомобильной резины, в том числе и зимней. Однако фактический выбор значительно меньше, экономический кризис, жесткая конкуренция в отрасли привели к тому, что некоторые производители потеряли самостоятельность и стали частью огромных концернов.
Так Gislaved, Viking, General Tire, Uniroyal и Barum подразделения концерна Continental, а за названиями BFGoodrich, Kleber, Roadstone и Tigar стоит знаменитая французская фирма Michelin. Данный процесс и расширение производства в мировом масштабе ведут к тому, что сегодня на рынке можно встретить колеса одной фирмы, произведенные в совершенно разных странах.
На территории Российской Федерации тоже существует несколько таких предприятий. Однако проводившиеся тесты показывают, что имеющаяся разница полностью укладывается в 2%, что позволяет считать данную продукцию идентичной. Поэтому, осуществляя выбор, вполне допустимо ориентироваться на бренд.
Но ошибка, считать, что зимнюю резину производят только именитые зарубежные фирмы. Существует Cordiant, он принадлежит холдингу СИБУР – Русские шины и хотя фирма относительно молодая, продукция, которую она выпускает, хорошо зарекомендовала себя на рынке.
А если учитывать показатель качество и цена на фрикционные шины, то доля этого производителя весьма существенна.