Россия, Свердловская область, Березовский, Красных Героев
Телефон:
+7 (343) 300-81- Показать номер
Пн-пт: 10:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Рсм в автомобиле что это?

Как осуществлять поиск неисправностей в системе АКП

Рсм в автомобиле что это?

Когда модуль управления силовым агрегатом (PCM) фиксирует неправильные входные или выходные сигналы, индикатор D (А) в модуле управления приборной панелью (тахометр) (В) мигает.

При соединении диагностической системы HDS с разъемом информационной связи (DLC) (А) (находящейся под панелью управления со стороны водителя) и выбранной системе SCS, HDS показывает коды неисправности (DTC) при включенном зажигании (ON (II)) и выбранном соответствующим меню.

Если индикатор D или индикатор неисправности (MIL) включен, или вы предполагаете наличие неисправности, произведите следующие действия:

1. Подсоедините прибор HDS к разъему передачи данных (DLC). (Смотрите инструкцию по эксплуатации системы HDS)
2. Поверните ключ зажигания в положение ON (II), выберите систему АКП и считайте коды неисправностей DTC с экрана HDS в меню кодов (DTCs MENU).
3. Запишите все коды DTC топливной системы и системы выпуска отработавших газов, коды автоматической трансмиссии (АКП), и зафиксируйте все данные.
4. Если зафиксированы коды неисправности топливной системы или системы выпуска отработавших газов, сначала проверьте эти системы (кроме кодов неисправностей DTC P0700, DTC P0700, означающих наличие одной или нескольких неисправностей в автоматической трансмиссии и отсутствие неисправностей в контролируемых модулем управления силовым агрегатом подсистемах топливной системы и системы выпуска отработавших газов).
5. Очистите все DTC и данные.
6. Совершите непродолжительную поездку на автомобиле в таких же условиях, как указано фиксированными данными, и снова проверьте коды DTC. Если коды неисправностей автоматической трансмиссии повторились, перейдите к индексу поиска неисправностей по кодам DTC. Если коды неисправностей не появились вновь, вы имеете дело с «пропадающей» неисправностью внутри цепи. Убедитесь в надежности контактов системы диагностики.

Поиск неисправностей по признакам и поиск неисправностей по кодам DTC

Некоторые признаки не инициируют коды неисправностей (DTC) или мигание индикатора D. Если индикатор неисправности (MIL) горит или индикатор D мигает, проверьте коды неисправностей (DTC). Если у автомобиля имеются признаки неправильной работы и не сохраняются коды DTC, перейдите к поиску неисправностей по признакам. Проверьте список возможных причин признака неисправности в указанной последовательности, пока не найдете проблему.

ПРИМЕЧАНИЕ: Модуль РСМ записывает данные поверх и наблюдает за системой EVAP в течение 15 минут после выключения замка зажигания в положение OFF. Подсоединение в обход цепи SCS после выключения замка зажигания в положение OFF отменяет эту функцию. Отключение PCM во время этой функции, без соединения в обход цепи SCS, может повредить модуль PCM.

1. Поверните ключ зажигания в положение «OFF».
3. Подсоедините в обход цепи SCS диагностическую систему HDS.
4. Проверьте надежность соединения разъемов РСМ и проверьте плохое качество контакта или ослабление крепления клемм в цепи.
5. Осуществите поиск неисправности, согласно поиску неисправностей по кодам DTC.Проверьте цепь, используя цифровой многофункциональный тестер (А) и щуп (В). При поиске неисправностей разъема блока РСМ (С) вставьте подходящий щуп в проверочный порт (D) на разъеме РСМ со стороны клемм. Не вставляйте щуп в клеммы разъема блока РСМ (Е).

Очистите процедуры DTC АКП (А/T)

2. Включите зажигание, повернув ключ в положение «ON» (II).
3. Очистите коды DTC на экране системы HDS

Статус OBD (бортовой диагностики)

Статус OBD показывает текущий статус системы каждой DTC и все параметры. Данная функция используется для того, чтобы убедиться, что ремонт был выполнен механиком успешно. Результаты диагностических тестов для кодов DTC выводятся в следующем виде:

  • PASSED (закончилась удачно): Процедура бортовой диагностики успешно закончена.
  • FAILED (закончилась неудачно): Процедура бортовой диагностики закончилась, но неудачно.
  • NOT COMPLETED (не завершена): Процедура бортовой диагностики проводилась, но вышла за пределы разрешенных условий кодов DTC.

Эта процедура должна быть выполнена после любого выявления неисправностей.

1. Обнулите блок PCM при помощи диагностической системы HDS при остановленном двигателе.
2. Поверните ключ зажигания в положение OFF.
3. Поверните ключ замка зажигания в положение ON (II) и подождите приблизительно 30 секунд.
4. Поверните ключ зажигания в положение OFF и отключите систему HDS от кабеля разъема передачи данных (DLC).
6. Запустите двигатель в положении P или N (парковка или нейтральное положение) и прогрейте его до рабочей температуры (должен включиться вентилятор радиатора).
7. Чтобы убедиться, что неисправность устранена, совершите контрольную поездку в течение нескольких минут на скорости свыше 50 км/ч или в режиме, указанном в зафиксированных данных.

Обновление блока PCM и замена для диагностики

Требуются специальные инструментыИнтерфейсный модуль Honda (HIM) (  EQS05A35570)

Используйте данную процедуру, если у вас есть заведомо исправный блок РСМ для проведения диагностики. Обновляйте блок РСМ, только если на нем не установлена последняя версия программного обеспечения. ПРИМЕЧАНИЕ: Не выключайте зажигание при обновлении компьютера РСМ. Если вы выключите зажигание до завершения процедуры, блок PCM может выйти из строя.ПРИМЕЧАНИЕ:

  • Чтобы быть уверенным, что установлена последняя версия программного обеспечения, обновите РСМ при временной замене или установке.
  • Невозможно провести обновление, если новые программы уже установлены. Компьютер воспринимает только новые программы.
  • Перед обновлением программного обеспечения компьютера РСМ убедитесь, что аккумуляторная батарея полностью заряжена.
  • Чтобы исключить выход из строя компьютера РСМ, не включайте в ходе процедуры обновления никакого электрооборудования (аудиосистему, тормозную систему, кондиционер воздуха, электрические стеклоподъемники, верхний вентиляционный люк, электрические дверные замки и т.д.).
  • Если вы хотите провести диагностику модуля интерфейса Honda (HIM), поскольку загорелся красный сигнализатор модуля HIM (#3) или он мигал в ходе процедуры обновления данных, оставьте зажигание включенным (положение II), когда вы будете отсоединять модуль HIM от разъема информационной связи (DLC). Это позволит не повредить компьютер.
1. Включите зажигание, повернув ключ в положение ON (II). Не заводите двигатель.
3. Выберите функцию INSPECTION MENU (меню проверки) с помощью HDS.
4. Выполните проверку TP LEARNING CHECK в меню ETCS TEST.
5. Если у HDS нет функции обновления, отсоедините его от автомобиля и подсоедините к разъему DLC модуль HIM.
6. Выполните процедуру обновления данных компьютера PCM, как описано на наклейке модуля HIM и в системе обновления данных компьютера PCM.
8. Очистите память эталонного положения CKP при помощи диагностической системы HDS при остановленном двигателе.

Как заменить компьютер РСМ

2. Подсоедините в обход цепи SCS диагностическую систему HDS.
3. Снимите крышку блока PCM (А).
4. Отсоедините разъемы А, В и С блока РСМ .ПРИМЕЧАНИЕ: Разъемы PCM A, B и C имеют выпуклые символы (A=¨, B=[utri], C=¡).
5. Выверните крепежные болты и снимите блок РСМ.
6. Установите компьютер РСМ в последовательности, обратной снятию.
7. Разорвите цепь SCS с помощью диагностической системы HDS.
8. Включите зажигание, повернув ключ в положение ON (II).ПРИМЕЧАНИЕ: Если сохранится код DTC P0630 ‘‘VIN not Programmed or Mismatch», потому что идентификационный номер (VIN) не запрограммирован в блок PCM, проигнорируйте его и продолжайте процедуру.
9. Введите номер VIN в PCM при помощи системы HDS.
10. Перепишите код иммобилайзера с использованием процедуры замены компьютера PCM, имеющейся в диагностической системе HDS. Это позволит вам запустить двигатель.
11. Обнулите блок PCM при помощи диагностической системы HDS при остановленном двигателе.
12. Выберите функцию INSPECTION MENU (меню проверки) с помощью HDS.
13. Выполните проверку TP POSITION CHECK в меню ETCS TEST.

Как выявить неисправности в системах питания топливом и выпуска отработавших газов (Механическая трансмиссия)

Рсм в автомобиле что это?

Термин ‘‘временная неисправность» означает, что система могла быть неисправна в прошлом, однако сейчас проверки показывают, что она исправна. Если сигнализатор неисправности (MIL) на приборной панели не загорается, проверьте плохое качество контакта или ослабление крепления клемм во всех разъемах, относящихся к цепи, в которой вы производите поиск неисправности.‘‘Разрыв цепи» и ‘‘Короткое замыкание» являются обычными терминами электротехники.

Разрыв цепи означает поломку провода или отсутствие контакта в разъеме. Короткое замыкание означает случайное касание оголенного провода «массы» или другого оголенного провода. В простых электронных схемах это обычно приводит к тому, что какие-то элементы электрооборудования вообще престают работать. В сложных электронных системах (таких как компьютеры ЕСМ и РСМ) это иногда может означать, что система работает, но не так, как она должна работать.

1. Запустите двигатель и проверьте состояние сигнализатора MIL (A).
2. Если сигнализатор MIL горит, подсоедините тестер Honda PGM или диагностическую систему HDS к разъему информационной связи (DLC) (A), расположенному под панелью управления со стороны водителя.
3. Включите зажигание (положение II).
4. Проверьте наличие диагностического кода неисправности (DTC) и при его наличии запишите его. Также проверьте связаную («замороженную») информацию. Смотрите Индекс поиска неисправностей по кодам DTC и начните подходящую процедуру поиска неисправности.ПРИМЕЧАНИЕ:
  • Связанная («замороженная») информация указывает параметры работы двигателя, при которых была зарегистрирована первая неисправность, пропуск сгорания или неисправность системы впрыска топлива.
  • Тестер Honda PGM или диагностическая система HDS могут прочитать код DTC, связанную информацию, текущую информацию и другие данные компьютера управления двигателем (ECM)/компьютера управления силовым агрегатом (PCM).
  • Для специальных операций смотрите Руководство пользователя, которое прилагается к тестеру Honda PGM или диагностической системе HDS.

Если сигнализатор MIL не загорелся

Если сигнализатор MIL не загорелся, однако имеется неисправность автомобиля, смотрите в данном разделе Индекс поиска неисправностей по их признакам.Некоторые способы поиска неисправностей, приводимые в данном разделе, требуют от вас обнулить содержимое памяти компьютера ЕСМ/РСМ и попробовать скопировать код DTC. Если ошибка временная и вы не можете скопировать ее код, не продолжайте операцию поиска неисправности. Если вы продолжите операцию, это приведет к ошибочным выводам и, возможно, к неужной замене компьютера ЕСМ/РСМ.

В памяти компьютера ECM/PCM хранятся различные специальные данные, позволяющие скорректировать работу системы даже при отсутствии электрического питания, например при отсоединении отрицательного кабеля аккумуляторной батареи или электрического предохранителя No. 8″FI ECU» (КОМПЬЮТЕРА ЕСМ/РСМ) (15A). Однако записанные в память данные по неисправным деталям должны быть стерты с использованием ‘‘CLEAR COMMAND» (КОМАНДЫ СТИРАНИЯ) тестера Honda PGM или диагностической системы HDS, если эти детали были заменены.

Тестер Honda PGM и диагностическая система HDS имеют три вида команд стирания для выполнения различных целей. Это «Стирание кодов DTC», «Стирание памяти компьютера ЕСМ/РСМ» и «Стирание эталонного положения, показываемого датчиком СКР». Команда «Стирание кодов DTC» стирает все занесенные в память коды DTC и связанную информацию. Эта операция должна выполняться с помощью тестера Honda PGM или диагностической системы HDS после воспроизведения кода DTC в процессе поиска неисправности, как указано в данном Сервисном руководстве.

Команда «Стирание содержимого памяти компьютера ECM/PCM» стирает все занесенные в память коды DTC, связанную информацию и все специальные данные, необходимые для корректирования работы системы, короме эталонного положения, показываемого датчиком CKP. Если данные о положении СКР в памяти компьютера ЕСМ/РСМ были стерты, вы должны провести «обучение» компьютера эталонному положению, показываемому датчиком СКР, в ходе пробной поездки. Команда «Стирание эталонного положения, показываемого датчиком СКР» стирает только информацию об эталонном положении, показываемым датчиком СКР.

Эта команда предназначена для восстановления пропуска сгорания или показаний датчика СКР.

1. Выполните процедуру «DTC CLEAR» (СТИРАНИЯ КОДОВ DTC) в «CLEAR MENU» (МЕНЮ СТИРАНИЯ) с помощью тестера Honda PGM или диагностической системы HDS при остановленном двигателе.
3. Включите зажигание (положение II). Подождите 30 секунд.
4. Выключите зажигание и отсоедините тестер Honda PGM или диагностическую систему HDS от разъема DLC.

ОБНУЛЕНИЕ ДАННЫХ КОМПЬЮТЕРА ЕСМ/РСМ

Дання команда стирает специфичные данные из компьтера каждого автомобиля, такие как коды DTC и связанную информацию. Она не стирает данные «CKP PATTERN» (ЭТАЛОННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ПОКАЗЫВАЕМОЕ ДАТЧИКОМ СКР).

1. Выполните процедуру «ECM/PCM RESET» (ОБНУЛЕНИЯ ДАННЫХ КОМПЬЮТЕРА ЕСМ/РСМ) в «CLEAR MENU» (МЕНЮ ОЧИСТКИ) с помощью тестера Honda PGM или диагностической системы HDS при остановленном двигателе.
3. Включите зажигание (положение II). Подождите 30 секунд.
4. Выключите зажигание и отсоедините тестер Honda PGM или диагностическую систему HDS от разъема DLC.

Критерий работоспособности

Температура охлаждающей жидкости (ЕСТ) 80°C (176°F) или выше.

1. Выполните процедуру «CKP PATTERN CLEAR» (СТИРАНИЯ ЭТАЛОННОГО ПОЛОЖЕНИЯ, ПОКАЗЫВАЕМОГО ДАТЧИКОМ СКР) в «CLEAR MENU» (МЕНЮ СТИРАНИЯ) с помощью тестера Honda PGM или диагностической системы HDS при остановленном двигателе.
3. Включите зажигание (положение II). Подождите 30 секунд.
4. Выполните пробную поездку на автомобиле по ровной дороге с замедлением (при полностью закрытой дроссельной заслонке) и уменьшении частоты вращения двигателя от 2500 об/мин (мин-1) до 1000 об/мин (мин-1), когда АКП находится в режиме «2» или «D3», или в мех. КП включена 2-я или 3-я передачи.
5. Остановите автомобиль. Не выключайте зажигание.
6. Выберите «ALL DATA LIST» (СПИСОК ВСЕХ ДАННЫХ) в «DATA LIST MENU» (МЕНЮ СПИСКА ДАННЫХ) с помощью тестера Honda PGM или диагностической системы HDS.
7. Проверьте статус «PULSER F/B LEARN» (ОБУЧЕНИЕ ГЕНЕРАТОРУ ИМПУЛЬСОВ F/B). Если он установлен на «NG», критерий работоспособности, возможно, не выполнен; повторите процедуру сначала.

Как закончить процедуру поиска неисправности (необходимо после проведения поиска любой неисправности)

1. Выполните процедуру «ECM/PCM RESET» (ОБНУЛЕНИЯ ДАННЫХ КОМПЬЮТЕРА ЕСМ/РСМ) в «CLEAR MENU» (МЕНЮ ОЧИСТКИ) с помощью тестера Honda PGM или HDS.
2. Выполните процедуру «обучения» компьютера ЕСМ/РСМ режиму холостого хода.
4. Отсоедините тестер Honda PGM или систему HDS от разъема DLC.ПРИМЕЧАНИЕ: Компьютер ЕСМ/РСМ представляет собой часть системы иммобилайзера. Если вы замените компьютер ЕСМ/РСМ, он будет иметь другой код иммобилайзера. Чтобы иметь возможность запустить двигатель, вы должны переписать код иммобилайзера с помощью тестера Honda PGM или диагностической системы HDS.

Как снять компьютер ЕСМ/РСМ для проверки

Если поиск неисправностей в соответствии с кодами DTC требует проверок напряжения или сопротивления на разъемах компьютера ЕСМ/РСМ, снимите компьютер ЕСМ/РСМ и протестируйте его:

1. Убедитесь, что у вас есть код защиты от кражи автомагнитолы (и навигационной системы, если она установлена), затем запишите частоты предварительной настройки радиостанций.
2. Подсоедините в обход цепи SCS тестер Honda PGM или диагностическую систему HDS.
3. Снимите центральные нижние крышки (A).
5. Отсоедините разъем (С) компьютера ЕСМ/РСМ.
6. Снимите болты (D), затем снимите компьютер ЕСМ/РСМ (Е).
7. Установите компьютер ЕСМ/РСМ в последовательности, обратной снятию.

Как проводить поиск неисправностей в цепях компьютера ЕСМ/РСМ

1. Осторожно скользите штырем пробника тестера (А) по внутренней поверхности разъема со стороны проводов, пока он не коснется конца провода.
2. Используя изоляцию провода в качестве направляющей для профилированного кончика адаптера пробника, осторожно скользите кончиком по внутренней поверхности разъема со стороны провода, пока он не коснется конца клеммы провода.
3. Если вы не можете получить доступ к разъему со стороны проводов, или сторона проводов герметизирована (А), отсоедините разъем и подведите штыри тестера (В) со стороны клемм. Не задвигайте с силой штырь тестера внутрь разъема.Не протыкайте изоляцию провода. Протыкание изоляции может привести к плохому качеству или периодическому разрыву электрического соединения.

Модернизация компьюра ЕСМ/РСМ и замена компьютера с целью проверки.

Требуемый специальный инструмент и приспособленияМодуль интерфеса Honda ( (HIM) EQS05A35570)

Используйте данную процедуру, когда вам требуется заменить компьютер ЕСМ/РСМ на заведомо исправный в ходе процедуры поиска неисправностей. Обновите содержание памяти компьютера ЕСМ/РСМ, только если этот компьютер не содержит последней версии программного обеспечения.ПРИМЕЧАНИЕ:

  • Не выключайте зажигание в ходе процедуры обновления содержания памяти компьютера ЕСМ/РСМ. Если вы выключите зажигание до завершения процедуры, компьютер ЕСМ/РСМ может выйти из строя.
  • Чтобы быть твердо уверенным, что установлена последняя версия программного обеспечения, проводите обновление содержимого памяти компьтера ЕСМ/РСМ всегда, когда временно устанавливается другой компьютер ЕСМ/РСМ, или при замене компьютера.
  • Вы не можете обновить данные компьютера ЕСМ/РСМ с помощью программы, которая в нем уже установлена. Он позволит установить только более позднюю версию программы.
  • Прежде чем приступить к обновлению данных компьютера ЕСМ/РСМ, убедитесь, что аккумуляторная батарея автомобиля полностью заряжена.
  • Чтобы исключить выход из строя компьютера ЕСМ/РСМ не включайте в ходе процедуры обновления данных никакого электрооборудования (аудиосистему, тормозную систему, кондиционер воздуха, электрические стеклоподъемники, верхний вентиляционный люк, электрические дверные замки и т.д.).
  • Если вы хотите провести диагностику Модуля интерфейса Honda (HIM), поскольку загорелся красный сигнализатор модуля HIM (#3) или он мигал в ходе процедуры обновления данных, оставьте зажигание включенным (положение II), когда вы будете отсоединять модуль HIM от разъема информационной связи (DLC). Это предотвратит выход из строя компьютера ЕСМ/РСМ.
1. Включите зажигание (положение II). Не запускайте двигатель.
2. Подсоедините диагностическую систему HDS или Модуль интерфейса Honda (HIM) к разъему информационной связи (DLC) (A), расположенному под панелью управления со стороны водителя.
3. Выполните процедуру обновления данных компьютера ЕСМ/РСМ, как описано на наклейке модуля HIM и в системе обновления данных компьютера ЕСМ/РСМ.
4. Выполните процедуру «обучения» компьютера ЕСМ/РСМ режиму холостого хода.
5. Выполните процедуру «обучения» эталонному положению, передаваемому датчиком CKP, если вы выполняли процедры поиска неисправностей с использованием кодов DTC P0300, 0301, 0302, 0303, 0304, 0335.

Как временно заменять компьютер ЕСМ/РСМ (на версиях с иммобилайзером)

1. Снимите компьютер ЕСМ/РСМ с автомобиля.
2. Установите заведомо исправный компьютер ЕСМ/РСМ.
3. Перепишите код иммобилайзера с использованием процедуры замены компьютера ECM/PCM, имеющейся в тестере Honda PGM или диагностической системе HDS. Это позволит вам запустить двигатель.
4. После завершения проверок верните на место изначально установленный компьютер ECM/PCM и перепишите код иммобилайзера с использованием процедуры замены компьютера ECM/PCM, имеющейся в тестере Honda PGM или диагностической системе HDS.

Статус OBD (БОРТОВОЙ ДИАГНОСТИКИ)

Статус OBD показывает текущий статус системы каждой DTC и все параметры. Данная функция используется для того, чтобы убедиться, что ремонт был выполнен механиком успешно. Результаты диагностических тестов для кодов DTC выводятся в следующем виде:

  • PASS (ЗАКОНЧИЛАСЬ): Процедура бортовой диагностики успешно закончена.
  • FAILED (ЗАКОНЧИЛАСЬ НЕУДАЧНО): Процедура бортовой диагностики закончилась, но неудачно.
  • EXECUTING (ВЫПОЛНЯЕТСЯ): Автомобиль находится в разрешенных условиях работы для кодов DTC, и процедура бортовой диагностики выполняется.
  • NOT COMPLETED (НЕ ЗАВЕРШЕНА): Процедура бортовой диагностики проводилась, но вышла за пределы разрешенных условий кодов DTC.
  • COND (НЕВЫПОЛНЕНИЕ УСЛОВИЙ): Автомобиль находился в состоянии, не отвечающем разрешенным условиям DTC.

Авто-стоп: большой тест автомобилей с системой автоматического торможения

Рсм в автомобиле что это?

1 июня 2015 года

Вы пробовали хотя бы однажды не тормозить, когда ваш автомобиль летит в препятствие? Трезвому человеку такая мысль и в голову не придет. Почему же тогда так много попутных столкновений — как говорится, на ровном месте? Невнимательность! Задумался, загляделся по сторонам, потянулся за телефоном… И по закону подлости именно в этот момент идущая впереди машина вдруг затормозила. Удар, мятый бампер, битые фары — это в лучшем случае.

Чтобы свести подобные аварии к минимуму, автопроизводители несколько лет назад дружно начали разрабатывать превентивные системы безопасности, которые готовы вместо водителя остановить машину — в автоматическом режиме. Поначалу ими стали оснащать дорогие машины, но после того как в прошлом году «автостопом» одарили Ford Focus, стало ясно: технологии пошли в народ! Выходит, настала пора серьезных испытаний.

В России подобных тестов никто не проводил, а потому нет ни методик, ни инструментальной базы. Значит, создадим сами!

К тесту готовились несколько месяцев. Основное время ушло на изготовление испытательной установки. Шлифовали методику испытаний, исписали не одну стопку бумаг, заполняя заявки, командировочные листы, служебные записки. А еще ловили погоду — в середине весны она часто преподносит сюрпризы, осложняющие и замеры, и фотосъемку. Мешал и человеческий фактор. Повинуясь инстинкту самосохранения, руки в последний момент сами поворачивают руль, а ноги жмут тормоз — очень страшно впечататься в препятствие!

Знали бы вы, чего мне стоило побороть вредные для работы рефлексы… После этого синяя корма нашего тестового «булли» мне по ночам снилась. Когда приготовления были завершены, мы собрали на Дмитровском автополигоне девять машин, которые умеют сами тормозить: относительно недорогие Ford Focus и Volkswagen Golf, седаны Volvo S60, Infiniti Q50 и Hyundai Genesis, а еще кроссоверы всех мастей — Opel Insignia Country Tourer, Land Rover Discovery Sport, BMW X4 и Cadillac SRX.

Идея проверки работоспособности электронных ассистентов, позволяющих избегать аварий, возникла у нас не сегодня. Пять лет назад на кроссовере Volvo XC60 мы залепили грязью радары и датчики (ЗР, 2010, № 5) для того, чтобы проверить, будут ли работать электронные системы активной безопасности. Некоторые ассистенты сложили полномочия, но остальные даже в столь сложных условиях (кстати, типичных для России) продолжали добросовестно выполнять свои обязанности. А в прошлом году (ЗР, 2014, № 10) Михаил Кулешов без страха и упрека вышел один на один с хэтчбеком Ford Focus, который двигался вовсе без водителя! Оснащенный системой автоматического торможения Focus останавливался прямо перед бесстрашным Михаилом. Всё это были лишь попытки подобраться к серьезным испытаниям, которые позволили бы комплексно оценить работу систем автоматического торможения и их роль в активной безопасности. Очевидно, что автомобили должны реагировать не только на статичный объект, но и на движущийся — надо сымитировать торможение в пробке или замедление в трассовом режиме. А как реализовать эту идею? Бить машину машиной? Дороговато выйдет! Поэтому специалисты техцентра «За рулем» Валерий Жаринов и Геннадий Емелькин взялись за постройку уникальной экспериментальной установки, которая позволяет проводить все виды испытаний. Целый месяц они проектировали, спорили — и строили, подгоняли, перекраивали. В итоге из ворот нашего техцентра они выкатили макет задней части автомобиля, способный передвигаться со скоростью до 80 км/ч. Естественно, не самостоятельно: установку тащит тягач — легковой автомобиль с фаркопом. Установка поставлена на рельсы, которые служат направляющими: по ним при столкновении она уезжает от автомобиля-тарана. Это спасает его передок от повреждений, а водителя — от возможного удара подушкой безопасности. «Будка» мягкотелая. Толстый слой поролона под защитным чехлом принимает на себя первый удар и мягко гасит часть передаваемой при ударе энергии. А поскольку рисунок на чехле весьма напоминает всем известный Volkswagen Transporter, мы прозвали нашу установку «булли».

БЬЕМ БОЛЬНО, НО АККУРАТНО

Каждый автомобиль из нашей могучей девятки проходил цикл испытаний, включающий упражнения в статике и динамике. Точнее, испытуемый всегда в движении, а вот «булли» сначала стоит неподвижно в надежде, что приближающийся к нему автомобиль остановится на безопасной дистанции, а затем движется, настигаемый тестовой машиной. Знакомство мы начинаем с заездов на малой скорости. В зависимости от первых результатов принимаем решение, стоит ли прогонять испытуемого по всей программе или лучше прекратить испытания, пока дров не наломали. «В стоящего» (рис.

1) — остановка перед неподвижным объектом. «Булли» стоит, машина едет. Начальная скорость 15 км/ч — на первый взгляд, пустяковая. Но в случае реальной аварии уже потребуется кузовной ремонт! Затем с каждой попыткой увеличиваем скорость на 5 км/ч. Заезды заканчиваем, когда автомобиль в торможении касается «булли». Из-за нестабильной работы электроники иногда приходилось дублировать попытки, чтобы однозначно установить, когда наступает предел возможностей управляющей электроники. «Дай знак» (рис. 2) — тест системы предупреждения о возможном столкновении.

Водитель направляет машину в «булли» на малой (20 км/ч), средней (50 км/ч), высокой (90 км/ч) скоростях — и внимательно следит за подсказками электроники: при первом же предупреждении он нажимает на тормоз и оценивает (субъективно, конечно), своевременно ли электроника подала сигнал. Случалось, что ассистенты предательски молчали и водителю приходилось уворачиваться от «булли» в последнее мгновение, чтобы избежать удара на большой скорости.

Не увернешься — разнесешь испытательную установку, повредишь автомобиль да и сам можешь пострадать, поскольку на скорости свыше 50 км/ч при достаточно жестком контакте даже с мягкой и подвижной установкой могут сработать подушки безопасности. «Догонялки» — динамические испытания, когда движется и «булли», и настигающий его автомобиль. Это имитация наиболее распространенных дорожных ситуаций. Например, типичный для города случай — «булли» едет со скоростью 20 км/ч, а машина нагоняет его со скоростью 50 км/ч (рис. 3).

Затем играем в догонялки в трассовом темпе: «булли» держит 50 км/ч, а скорость автомобиля — 90 км/ч. «Притормози» — торможение перед хвостом пробки. «Булли» и машина движутся со скоростью 60 км/ч. «Булли» начинает замедляться, и машина настигает его (рис. 4). Задача системы автоматического торможения во всех упражнениях очевидна — не допустить контакта. Объективные оценки, полученные автомобилями по результатам заездов, мы свели в таблицу.

Но, как это часто бывает в таких комплексных задачах, сухие баллы априори не могут дать полного представления о том, как показали себя герои нашего теста. На разных машинах — системы разного уровня, иные весьма капризны, а потому без подробного рассказа о каждой из них не обойтись. Делиться своими впечатлениями мы будем не в хронологическом порядке, а, для простоты восприятия, пойдем от менее удачливых участников теста к его лидерам.

НОЛЬ-НОЛЬ

LAND ROVER DISCOVERY SPORTLAND ROVER DISCOVERY SPORT LAND ROVER DISCOVERY SPORT

  • Комплектация: 2.2D HSE Luxury
  • Цена тестового автомобиля: 3 516 000 рублей
  • Система экстренного торможения AEB доступна как отдельная опция (12 100 рублей) во всех комплектациях или в составе «Расширенного пакета систем помощи водителю» (49 000 рублей).

Новый Land Rover провалился по всем статьям.

Система AEB (Autonomous Emergency Braking) не справилась ни с одним упражнением. Она никак не реагировала на стоящий «булли», не предотвратила наезд и на движущийся. Даже не выдавала никаких предупреждений об опасном сближении с препятствием. По крайней мере, нам не удалось добиться от нее сигналов ни в обязательных упражнениях, ни в произвольной программе. Закралось подозрение, что на автомобиле и вовсе нет системы, предупреждающей аварии.

Обнаружила она себя случайно — автомобиль вдруг затормозил в тот момент, когда неспешно нагонял едва ползущую установку. Разница скоростей не превышала 15 км/ч. И только в этом случае за мгновение до экстренного замедления AEB просигналила об опасности. Мы воодушевились и еще раз провели зачетное упражнение «догонялки» на невысокой скорости. Увы, системе такие условия оказались не по зубам — нулевой результат.

Система работает в очень узком диапазоне скоростей, причем при минимальной разнице между скоростями машины и препятствия, а потому малоэффективна. При разработке системы следующего поколения производителю есть что улучшать.

ЛУЧШЕ, ЧЕМ НИЧЕГО

FORD FOCUS
FORD FOCUS

  • Комплектация: 1.6 Titanium
  • Цена тестового автомобиля: 1 222 000 рублей
  • Система экстренного торможения Active City Stop и система предупреждения Forward Alert недоступны как отдельные опции и предлагаются только в пакете «Технологии» (15 600 рублей) для машин в комплектации Titanium.

Ford Focus — самый недорогой автомобиль в нашем тесте, и мы не ждали чудес от системы Active City Stop (ACS). И не дождались: автомобиль добросовестно отработал лишь экстренное торможение с низких скоростей перед неподвижным препятствием.

Автоматика успела без контакта остановить машину с 25 км/ч, но уже при 30 км/ч ощутимо пнула установку. Очевидно, с ростом скорости не хватает дальнобойности лазерного дальномера, подающего сигнал управляющей электронике о находящемся на пути препятствии, — система не успевает вовремя среагировать. Кроме того, ACS тормозит лишь вполсилы (замедление около 5 м/с²), предоставляя последнее слово водителю. Если тот вовремя среагирует и выжмет педаль в пол, шансов избежать аварии будет больше. Было бы нелишним просигналить хотя бы за мгновение до срабатывания тормозов, но система этому не обучена.

Все эти недостатки ярко проявились в динамических испытаниях. После увесистого пинка «Фокуса», нагнавшего медленно ползущую «будку», упражнение с большей разницей скоростей мы решили не проводить и ограничились преследованием замедляющегося объекта. Это был, пожалуй, один из самых драматичных эпизодов испытаний — Focus долбанул установку так, что чуть не вывел ее из строя. К счастью, обошлось. Active City Stop — пример недорогой антиаварийной системы, которая стоит своих денег.

Но малый бюджет ограничивает возможности: рассчитывать на ACS можно лишь при движении на низких скоростях — например, в городских пробках.

МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ

OPEL INSIGNIA COUNTRY TOUREROPEL INSIGNIA COUNTRY TOURER OPEL INSIGNIA COUNTRY TOURER

  • Комплектация: 2.0 CDTi
  • Цена тестового автомобиля: 1 780 000 рублей
  • Систему экстренного торможения предлагают в любой комплектации в пакете «Ассистент водителя 2» (40 000 рублей).

Торможения перед неподвижным объектом повторили сценарий «Форда». На скорости 25 км/ч Insignia успела остановиться, а на 30 км/ч врезалась в установку. Повторные заезды подтвердили: это предельное значение.

Но следующие упражнения продемонстрировали превосходство «молнии» над «голубым овалом». Во‑первых, система предупреждает водителя о столкновении, хотя делает это неидеально. На 20 км/ч сигнал пришел поздно и контакта избежать не удалось (функция автоматического торможения была отключена через меню). На 50 км/ч, наоборот, система оповестила об опасности заранее, а торможение было настолько плавным, что даже оставленная на соседнем сиденье куртка не слетела на коврик. На более высокой скорости электронный ассистент решил промолчать — пришлось резко отворачивать, чтобы не разнести установку.

Во‑вторых, автоматика пытается помочь при сближении и с движущейся целью. Ей это частично удается — на небольшой скорости она успевала остановить «Инсигнию». На высоких скоростях и при большей разнице скоростей электроника замечала опасность и сообщала об этом водителю, но предотвратить столкновение у нее не получалось. Не из-за близорукости: подводил алгоритм автоматического торможения — недостаточно интенсивного, чтобы предотвратить удар.

Судя по всему, автоматика настроена лишь на предупреждение, в том числе и легким притормаживанием, а потому с удовольствием перекладывает ответственность на водителя. Opel умеет больше «Форда», но талантами систем более дорогих машин не обладает.

ПРАВИЛЬНЫМ КУРСОМ

HYUNDAI GENESIS. HYUNDAI GENESIS

  • Комплектация: 3.8 V6 GDI Sport
  • Цена тестового автомобиля: 3 319 000 рублей
  • Система экстренного торможения Autonomous Emergency Braking (AEB) входит в оснащение машин в комплектациях Luxury и Sport.

Genesis оснащен полноценной системой автономного экстренного торможения AEB, и при оценке четкости работы систем предупреждения об опасном сближении ей не было равных. Всё срабатывало без сбоев на всех заданных скоростях.

Подача звуковых и визуальных сигналов настроена с приличным запасом, чтобы водитель успел принять решение. Кроме того, в случае опасности на ветровое стекло проецируется надпись «Осторожно» — хочешь не хочешь, а заметишь. Но с автоматическим торможением всё оказалось не столь гладко. При торможении со скорости 25 км/ч перед стоящей установкой Genesis слегка боднул ее, а в повторном заезде на той же скорости остановился без касания. Подняли планку до 30 км/ч: первая попытка — зачет, а вторая — удар, причем настолько чувствительный, словно автоматика вовсе не тормозила.

Нестабильно останавливался Genesis и нагоняя движущийся «булли». На невысоких скоростях система сработала как надо, вовремя активировав тормоза и на всякий случай подтянув ремень безопасности. А при сближении с «булли» на скорости 90 км/ч стала замедляться поздно и вяло. Бабах! Будь впереди настоящий автомобиль — могли бы сработать подушки. Как объяснили корейцы, на высоких скоростях система AEB не активирует экстренное торможение, а лишь притормаживает автомобиль, чтобы дать водителю возможность объехать препятствие. Странный алгоритм.

Система работает, но не лишена недостатков. В первую очередь ей не хватает стабильности.

Окончание читайте здесь.

Фотогалерея

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Ссылка на основную публикацию
Похожее