Давление масла в АКПП (автомате). Какое оно и чем создается? — ЗА БАРАНКОЙ — медиаплатформа МирТесен
Для того чтобы автоматическая коробка передач нормально функционировала, в ней должно создаваться правильное давление масла. Ведь по сути это залог для нормальной работы многих узлов, начиная от фрикционов, заканчивая самой гидроплитой (гидроблоком). А вот какое оно, точнее его значение? Сколько атмосфер или правильнее будет сказать – «БАР» создается в АКПП для того чтобы она нормально функционировала? Сегодня полезна и я уверен познавательная статья …
Этот вопрос не частый, но его также задают мои читатели и зрители моего канала , причем как я понимаю те, кто любит копаться во внутренностях трансмиссий. Действительно, а какое давление масло создается внутри автомата, чтобы скажем, фрикционы сжимались? Так же это очень полезная информация для тех, кто хочет поставить дополнительный радиатор охлаждения, ведь нужно врезаться в подачу масла и устанавливать специальные шланги, хомуты и важно понимать — какие покупать, чтобы они выдержали давление. Так что информация полезная, и я постараюсь ее разложить по полочкам.
Пару слов, про устройство АКПП
Прежде чем мы с вами начнем говорить о давлении масла, нужно понять — как работает автоматическая гидротрансформаторная трансмиссия.
Масло в ней является рабочим телом. Если хотите, то эта ATF жидкость передает крутящий момент от двигателя к трансмиссии и далее к колесам. НО это на уровне гидротрансформатора, там давление достаточно большое, однако это давления почти не соприкасается с основной коробкой передач.
Там давление создается специальным насосом, который качает масло и уже через гидроблок подает в нужные каналы, тем самым заставляет смыкаться или размыкаться фрикционные кольца, которые в свою очередь контролируют планетарные шестерни – останавливая или отпуская их. В общем давление масла в АКПП, очень важный процесс, который практически на 90% контролирует работу всей трансмиссии. Если давление внутри упадет, то коробка просто встанет.
Масляный насос
Как я уже написал сверху, внутри коробки есть масляный насос, который как раз и нагнетает давление масла в мелкие каналы. Он то и создает давление внутри, бывает двух типов:
- Работает от цепного привода, то есть на первичном валу находится шестерня или звездочка, которая раскручивает вал насоса, чтобы он качал масло
- Сам насос находится за гидротрансформатором, то есть вращения передаются непосредственно и также происходит закачка ATF жидкости
В любом случае нужно учесть без этого бы насоса не было давления масла вообще! АКПП не работало бы. Потому как не было бы сжатия или разжатия фрикционных дисков, банально передачи бы не переключались.
Какое давление масла создается внутри?
Собственно сейчас поняли, что основное назначение насоса, сжимать фрикционы, и переключать передачи. Как ни странно большого значения здесь не требуется (конечно, все относительно).
Давление внутри АКПП находится на уровне 2,5 – 4,5 атмосфер или БАР (применительно к жидкости), редко бывает когда 4,6 – 5,0 БАР. Именно такой показатель достаточно для сжимания дисков. Конечно же точного значения нет, потому как конструкций автомата сейчас десятки (если не сотни) и каждый производитель использует свою конструкцию
Кстати раньше на старых машинах, зачастую на панели стояли датчики давления в АКПП, чтобы водитель мог контролировать этот параметр. Однако со временем его убрали, потому как посчитали это не нужно информацией (кстати, то же самое произошло и с датчиком масла двигателя).
Нет давления масла в АКПП — основные причины
Собственно причин здесь не так уж и много, хотя можно разделить на две фазы:
- Слабое давление, выходящее из нормальных пределов. При этом, скорее всего ваш автомат будет пинаться, толкаться в общем не ехать. Это вызвано несколькими причинами. Во-первых, может забиться масляный фильтр, просто от большого пробега его закупорило продуктами износа (срочно менять). Во-вторых, само масло стало густым (или наоборот слишком жидким), в общем потеряло свойства (также нужна замена). В третьих, вышел из строя соленоид на гидроблоке. В четвертых, забился сам гидроблок (точнее его каналы). Собственно разбираем коробку и ищем причину.
- Нет давления вообще. Тут уже сложнее. Это скорее всего масляный насос, он вышел из строя и не работает. Причина может быть несколько, если это цепной привод порвалась цепь, если нет то возможно износились втулки и его заклинило.
В любом случае коробку нужно снимать и смотреть. Без этого никуда. Конечно же, если вы правильно обслуживаете автомат, то такие проблемы мог вас и не коснуться. Хотя бы правильно меняйте масло и фильтра, это уже большим плюсом будет, смотрим небольшое видео по теме.
Источник
Замена масла в АКПП
Если в ходе эксплуатации коробка автомат начала срабатывать с опозданием и дергаться, то в большинстве случаев вам необходимо провести замену масла в АКПП. Эту процедуру проводят с использованием профессионального оборудования, поэтому при необходимости сразу обращайтесь в автосервис «Типтроник».
Для продления долговечности работы АКПП следует менять жидкость каждые 40…60 тысяч километров пробега. Однако не надо откладывать задачу до конечных сроков эксплуатации. Это может вызвать серьезные поломки и тогда скорее всего придется потратить много средств для восстановления автомата.
Название работ | Стоимость |
Выездная диагностика АКПП по Московскому региону | 2000 руб. (При ремонте — бесплатно) |
Диагностика АКПП | Бесплатно |
Снятие установка АКПП | от 5000 руб. до 12000 руб. (в зависимости от марки и типа) |
Разборка-сборка АКПП и дефектовка АКПП | от 6000 до 10000 руб. (в зависимости от марки и типа) |
Замена масла в АКПП | от 600 руб. до 1500 руб. (в зависимости от марки и типа) |
Промывка системы охлаждения АКПП | от 600 руб. до 1500 руб. (в зависимости от марки и типа) |
Опрессовка системы охлаждения АКПП | 700 руб. |
Проверка давления рабочей жидкости в АКПП | от 600 руб. до 1200 руб. |
Разборка-сборка и профилактика гидроблока АКПП | от 2500 руб. до 6000 руб. (в зависимости от марки и типа) |
Ремонт гидротрансформатора АКПП | от 3500 руб. до 7000 руб. (в зависимости от марки и типа) |
Эвакуация автомобиля с неисправной АКПП | Бесплатно |
Есть два основных способа выполнения процедуры:
- частичная замена масла в АКПП;
- полная замена масла.
Частичный: преимущества и недостатки
Данный способ, рекомендуется применять при систематическом техническом осмотре. При проведении не полной замены масла сливается лишь часть старого в специальный резервуар. Если для обноления жидкости понадобилось снятие поддона, то специалист сервиса обязательно его очищает от загрязнений специальными средствами. После заливки новой жидкости проверяется его уровень щупом. Очень важно, чтобы он был верно выставлен. Замеры выполняют два раза. Пока узел находится в холодном состоянии, а затем, после прогрева АКПП тоже необходимо выполнить замер уровня масла.
Преимущества такого метода:
- Экономичность. Для проведения процедуры требуется относительно небольшой объем масла;
- Доступность. Большое количество СТО способны справиться с этой задачей;
- Снижается риск удаления из кп «полезных» отложений и нарушения функциональности.
Большой минус процедуры заключается в том, что часть загрязнений коробки передач остается внутри. В первую очередь в бублике гидротрансформатора, соленоидах и каналах гидроблока.
Полное обновление: особенности
Данный способ более тяжелый и длительный, но зато его эффективность в разы выше частичной. Он проводится с применением специального оборудования и растворов для промывки коробки. В этом случае АКПП полностью очищается от ненужной жидкости и большого количества посторонних частиц. Эти средства помогут также восстановить функциональность блока соленоидов и блокировки гидротрансформатора
Преимущества такого метода:
- 100% обновление жидкости способствует снижению расхода топлива, так как значительно уменьшаются потери в гидротрансформаторе.
- Скорость переключения коробки автомат возрастает.
- Продление периода эксплуатации коробки автомат.
- Вымывание всех загрязнений и продуктов переработки из коробки автомат.
Высокая стоимость такой процедуры очень часто пугает автовладельцев. Но стоит учесть, что дополнительные затраты на замену полного объема жидкости в АКПП многократно окупаются за счет продления службы автомобиля.
Частичная замена жидкости не заменяет полную, а лишь откладывает ее проведение на 30…50 тыс. километров. Чтобы выбрать, каким способом воспользоваться, необходимо проконсультироваться с опытным автомехаником. Так как на это влияет много факторов, к которым относится возраст и пробег автомобиля.
Когда стоит менять масло в АКПП?
Есть один общий принцип: «Когда масло потеряло прозрачность и чистоту«.
Для проверки чистоты можно сделать «тест с белой тряпкой» (справа).
Для каждого типа трансмиссии есть свои особенности и техника замены масла, и лучше изучить специфику именно своей АКПП.
Существует несколько общих закономерностей в этом техническом обслуживании автомата:
1. Если масло прозрачное, чистое (пусть и темное) и АКПП работает штатно — не стоит раньше времени (смотри рекомендации именно для вашей АКПП) менять масло и фильтр.
2. Если масло мутное, непрозрачное или вызывает подозрение взвесь механических включений в масле, то стоит сделать как «минимум» частичную смену масла, а как «оптимум» — полную замену масла со снятием и чисткой поддона. Поддон покажет более точное состояние коробки. Если на магните обнаружатся ежики стружки — пора откладывать деньги на капремонт.
Если на дне поддона встречаются твердые частицы размером свыше 1 мм, то это маркер того, что откладывать капремонт уже некуда, люфты и вибрации начинают разрушать коробку. Даже если нет других признаков неисправности, вроде протечек, потери тяги и скоростей.
3. Если масло имеет запах горелого и включений в виде стружки, крупной крошки, стальных, латунных или пластиковых частиц , то стоит или продавать машину, надеясь, что покупатель не заметит проблем с коробкой или срочно ехать на диагностику и ремонт АКПП (подробнее о горелом масле).
Который как минимум потребует ремонта ГДТ, замены масла, фильтра и ремкомплекта прокладок и сальников (Оверол кит — минимальный набор расходников). Скорее всего понадобится еще смена фрикционов. А может еще и стальных дисков, поршней. (Мастер кит — максимальный набор расходников), и железа — планетарки или крышки насоса.
Все вместе с работой это может составить приличную сумму, сравнимую с затратами на 10 замен масла двигателя и его фильтра.
Кроме замены деталей обычно чистится забитый гидроблок и соленоиды, ремонтируется гидротрансформатор, которые часто и являются причиной нештатной работы АКПП.
Все это — нормальный капремонт АКПП, который делается регулярно (в основном после 5-15-ти лет эксплуатации) и после которого коробка ходит еще долго.
3. Даже если ОД (официальный дилер) утверждает, что масло у вас «несменяемое», имейте ввиду, что «несменяемое масло» это термин, указывающий, что ваше синтетическое масло штатно служит от завода до капремонта. А когда наступит капремонт — через 5 лет или через 15 — зависит от водителя.
4. Некоторые автопроизводители рекомендуют менять масло в АКПП через 5-7 лет, даже с небольшим пробегом. Эта рекомендация дана для тех автоматов, где конструктора не уверены в том, что мозги АКПП (гидроблоки с соленоидами) имеют достаточный запас по надежности работы и постаревшее масло может привести к нештатной работе движущихся плунжеров и клапанов.
В некоторых современных 6-ти ступенчатых коробках приходится уже после 60-100 ткм пробега выполнять работы по проверке (чистке или замене) гидроблока или соленоидов и менять при этом масло. Поэтому, чтобы не трогать соленоиды и не чистить гидроблок раньше времени, меняйте «несменяемое масло» как только его прозрачность вызывает подозрения.
Чаще чем обычно меняют масло АКПП в нескольких случаях:
1. Если АКПП перегружается в жару, в пробках, таскает прицеп, ездит по глубокому снегу или бездорожью, водитель любит агрессивные разгоны на предельных крутящих моментах.
2. Если, проверяя масло АКПП, осторожный владелец обнаружит, что масло стало серым, непрозрачным, содержит видимые частицы взвеси.
3. Если водитель в жизни не надеется «на авось», основателен и предусмотрителен по натуре и не жалеет несколько тысяч рублей раз в два года на обслуживание самого сложного агрегата машины, чтобы спать (и ездить) спокойно,
…
8. Если у водителя с машиной особые отношения и в роду у него были прадеды, для которых конь был ближе жены, то такой владелец тоже всегда будет держать масло ATF чистым и залитым до максимума.
Нужно иметь ввиду, что если после смены масла оно слишком быстро «постарело» и стало опять грязным, или проблемы коробки не исчезли, а все необходимые обновления программы компьютера у ОД вы сделали, значит вашей коробке нужен более серьезный уход. Как минимум — ремонт гидротрансформатора (смена износившегося фрикционаов). Или смена фрикционов той скорости, которая не работает. Или по крайней мере — консультация мастера.
Можно ли «вылечить» болезни АКПП заменой масла и фильтра?
Случается, что после больших пробегов до того исправная АКПП вдруг начинает «козлить», толкаться, ехать на 3-й передаче…, первой мыслью у большинства владельцев возникает желание полечить автомат сменой масла с фильтром.
Иногда это помогает. Отсрочить капремонт.
К сожалению процесс старения уже запущен. Появились люфты в работе:
— или втулок и валов,
— или шестрен планетарных рядов
— или движущихся и засорившихся золотников в «мозгах» коробки и остановить его можно только переборкой коробки, чисткой и заменой износившихся или сломавшихся деталей. В подавляющем большинстве случаев. И чем раньше это сделать, тем меньше состарится нештатно работающий гениально сложный агрегат вашего авто. К сожалению автомат — не человеческий организм, «самозаживление ран» еще в истории не зарегистрировано.
Частичная замена масла производится путем естественного слива масла из АКПП через сливное отверстие без снятия поддона. А затем восполняется новым маслом до максимального уровня. Прочтите обязательно особенности проверки уровня масла («нахолодную» и «нагорячую») для своей АКПП!
Обычно сливается около половины всего объема (ок. 4 литров). Остатки грязного масла остаются в гидротрансформаторе и глухих полостях агрегата. Если масло вытекает темное, но еще прозрачное, без заметной взвеси и видимых крупных частиц, то для экономии можно ограничиться частичной заменой. (Только для агрегатов, признанных «неубиваемыми»)
Есть такие 4-х ступенчатые коробки производства ZF, Aisin, GM, MB, Jatco, Honda, … которые ходят до невероятных пробегов, всю жизнь проводя лишь частичную смену масла.
Если масло серое, мутное и вызывает подозрение взвесь грязи (тест с белой тряпкой), то стоит потратить лишние 50-100 долларов и сделать Двойную Частичную или Полную замену масла, то есть — сделать Частичную смену масла дважды, совершив короткую (10-15 км) поездку между сменами масла, во время которой происходит перемешивание остатков масла из гидротрансформатора и ВСЕХ полостей.
Можно как более «грязный вариант» — сделать Полную замену за один раз. При этом обязательно снимается и чистится поддон (проверка количества стружки на магнитах) и меняется фильтр (если он не имеет доступа к открытой сетке, слева).
Некоторые «перфекционисты» делают частичную замену масла трижды в условиях, когда нужно быть 100%-уверенным в надежности автомата. Также перфекционисты меняют фильтр при каждой смене масла, а не через раз, как это советуют мастера. Даже если у фильтра сетка открытая и может быть продута и промыта. В последние годы сетку на таких фильтрах делают неметаллическую.
В случае, если обнаружена стружка на магнитах поддона (крупнее 1 мм) или на его дне, есть нарекания к переключениям или работе коробки, то пора делать плановый ремонт трансмиссии, не дожидаясь ее преждевременной кончины. Достаточно стружке попасть под резиновый фартук поршня или в насос, под втулки — это сразу запускает цепную реакцию потери давления и проскальзывания фрикционов.
Чем раньше делается ремонт, тем меньше износ основных узлов и соответственно стоимости закупаемых деталей и тем дольше остаточный ресурс коробки. Современные автоматы в отличии от старых нуждаются в чистке и замене расходников чаще. Почти как ходовая машины нуждается в замене амортизаторов и других расходников. Чем быстрее вы «убиваете» амортизаторы, тем чаще вам придется менять расходники и в АКПП. За комфорт плавного переключения и быстрой езды приходится платить. Раз в три — пять лет.
Если масло пахнет горелым — смену масла делать уже не стоит. Ни полную, ни частичную. Ну разве только в психологических целях, для успокоения души. Читайте про горелое масло здесь. Или вообще больше ничего не читайте, как некоторые забеременевшие девушки на несколько недель закрывают для себя эту тему надеясь: «Авось само как-нибудь рассосется!».
В среднем на полную замену масла идет от 7 до 10 литров масла. Полная замена масла с заменой фильтра каждые 60-90 ткм — это тот минимум (для многих американских «тяжеловесов» этот срок может быть значительно короче), который позволяет успокоить совесть: «Я сделал все, что мог». Вообще — найдите описание своей коробки на соответствующей странице сайта. И если Ваше авто и мотор находятся у верхней границы крутящего момента данной коробки, то вы — в зоне риска и вам нужно особенно тщательно следить за качеством масла.
Все это касается только случаев когда сменяемое масло не имеет стружки, кусочков или что самое неприятное — крошек фрикционной бумаги. Если такие включения обнаружены и вызывает опасение, что именно из-за этого коробка работает нештатно (смотри «типичные неисправности АКПП») то наличие таких элементов — показание к ремонту трансмиссии. А это как минимум снятие поддона и чистка гидроблока.
Современные (японские) АКПП предусматривают возможность снятия поддона АКПП не сливая масла (сливается 10-20 процентов от объема). Это позволяет мониторить состояние фильтра, гидроблока, соленоидов, датчиков-сенсоров итд. и восстанавливать работоспособность их без дорогого демонтажа-капремонта.
3. Можно ли слить масло и промыть гидротрансформатор своими силами?
У большинства ГДТ срок полноценной жизни зависит от жизни фрикционного диска, втулок, резиновых уплотнений и подшипников, которые являются «расходниками», то есть планово меняются при ремонте ГДТ. С «лысым» диском муфты гидротрансформатор конечно работать будет, увеличивая расход топлива, но при этом он еще будет пережигать масло, сжигать свои прокладки и ступицу, заодно нанося вред и сальнику насоса, через который масло может в один момент уйти, оставив водителя на дороге с сухой коробкой ждать эвакуатора.
На странице «Ремонт Гидротрансформаторов» можно прочитать об особенностях ГДТ, его устройстве и ремонте.
Промывать Гидротрансформатор самостоятельно — это хобби. А «Хобби», как известно, отличается от «Бизнеса» тем, что в бизнесе вы платите один раз рыночную цену за результат. А хобби, это когда вы платите нерыночную цену за удовольствие от процесса.
Счастлив тот, кто нашел своего добросовестного мастера АКПП и платит рыночную цену, получая при этом удовольствие от процесса. Вместе с мастером.
4. Замена масла в 6-ступенчатых АКПП.
Эти современные АКПП — самый сложный электронно управляемый агрегат автомобиля. Работает при экстремально высоких температурах, все узлы «железа» нагружаются до предела электронным акселератором и TCM (компьютером АКПП), чтобы не проиграть конкурентам — ДСГ, вариаторам и МКПП экономичностью и разгонными характеристиками.
Многие суперсложные узлы не выдерживают уже ставшей «нормальной» (ок. 120-130 градусов) рабочей температуры («электрика» -соленоиды, электроплаты, пластик, гидроплита…)
Поэтому даже простую замену масла на 6-ступенчатых АКПП лучше производить у проверенных мастеров, которые имеют опыт и отвечают за свою работу. Или быть готовым к тому, что за удовольствие сделать все самому придется платить … и возможно немало. В любом случае — изучите все, что пишет интернет по вашей коробке.
5. Замена масла (ATF) на 4-х (5-ти) ступенчатых акпп обычно не так рискованна, При смене масла самостоятельно наиболее важны два принципа:
· — лить надо масло не ниже классом, чем указано в этом справочнике. Выше — можно.
Лучше — оригинал. Все настройки современных ТСМ (после 2005 года) учитывают специфику работы именно Оригинального масла. А это не только те характеристики, что описаны в техусловиях, но и то, как эти характеристики меняются в процессе «старения». Ведь со временем меняются и смазочные, и теплоотводящие, и фрикционные свойства масла, увеличивается количество пыли от фрикционов. Но еще более чувствительны к маслу линейные соленоиды, тонко регулирующие подаваемое давление на фрикционы.
· — Если вы не уверены в типе старого масла залитого в коробку, делайте полную замену масла.
Замена масла в АКПП, замена масла в вариаторе
Ремонт АКПП и вариаторов
Выберите марку и модель автомобиля: Выберите марку и модель автомобиля Выберите маркуCitroenFordJaguarMitsubishiNissanPeugeotRenaultToyotaVolvoAudiBMWLand RoverKIALexusOpel Выберите модель
На СТО Орбита замена масла АКПП/вариатора выполняется четырьмя способами: «слив-залив»; «слив-залив» со снятием поддона, чисткой магнитов и заменой фильтров; аппаратная замена масла с чисткой магнитов, снятием поддона и заменой фильтров; аппаратный способ без замены фильтров, чистки магнитов и без снятия поддона.
Автопроизводители рекомендуют производить обновление масла каждые 60 000 км, но при эксплуатации в жестких условиях интервал стоит сократить до 45 000 км. К неблагоприятным факторам относятся агрессивный стиль вождения, езда по бездорожью, глубокому снегу/песку, максимальная загрузка автомобиля и буксировка прицепа.
Зачем нужна замена масла АКПП?
В автоматической коробке передач ATF помимо смазки выполняет еще и функцию передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии. Во время работы выделяется большое количество тепла, и масло разогревается выше ста градусов Цельсия. Если температура превышает эту отметку, начинается ускоренный износ всех узлов АКПП. Даже при однократном перегреве, жидкость теряет большую часть своих характеристик.
Автопроизводители рекомендуют производить замену каждые 60 000 км, но при эксплуатации в жестких условиях интервал стоит сократить до 45 000 км.
На старение рабочей жидкости влияют сразу несколько факторов. Во-первых, это загрязнение продуктами износа фрикционов, подшипников и шестерней. Мелкие частицы представляют собой механический мусор, который забивает фильтр и каналы гидроблока. Второй враг – это процесс окисления и выработка пакета присадок, препятствующих пенообразованию. В-третьих, на масло пагубно влияет высокая температура.
В современных “автоматах” используется режим частичной блокировки гидротрансформатора, когда фрикцион постоянно буксует в масляной ванне. Износ фрикционного слоя приводит к появлению мелкоабразивной пыли, которая попадает в гидроблок и выводит из строя линейные соленоиды.
Подробнее
Первым делом нужно сказать пару слов о разновидностях АКПП. Существуют обслуживаемые виды автоматических трансмиссий, у которых можно снять поддон, заменить фильтр и масло (обычно это старые 4-х ступенчатые гидроавтоматы). Но есть и необслуживаемые “автоматы”. У них нет поддона, а для замены внутреннего фильтра нужно полностью разбирать корпус.
Итак, “слив-залив” – это самый простой и распространенный способ. С его помощью обновляется до 50% старого масла.
В таком случае происходит не замена жидкости автоматической коробки передач, а ее обновление, поскольку около половины объема остается в трансмиссии. Слить остатки из гидротрансформатора не предоставляется возможным без его разборки. Фильтры тонкой очистки не меняются, магниты не очищаются.
Автомобиль загоняется на подъемник и горячее масло сливается через пробку в поддоне. Требуется примерно половина полного заливочного объема. Трансмиссия прогревается до рабочей температуры. Мастер проходит селектором по всем положениям и выставляет уровень. Если требуется более качественная замена, производится повторная процедура “слив-залив”.
К плюсам метода можно отнести простоту, экономию времени по сравнению с аппаратным способом, экономию средств (приобретается лишь половина объема масла) и отсутствие риска повредить АКПП. При всей своей простоте и доступности у этого метода есть два существенных недостатка.
Во-первых, в картере, гидротрансформаторе и каналах гидроблока остается до 50% “отработки”, а, во-вторых, грязными остаются фильтр и магниты. Такой способ рекомендуется для трансмиссий с большим пробегом, так при подключении аппарата велик шанс “склейки” фрикционов. Способ не подходит для “автоматов”, в конструкции которых не предусмотрена сливная пробка.
Подробнее
Этапы слива-залива:
Замена масла «слив-залив» со съемом поддона, чисткой магнитов и заменой фильтров
Стоимость замены слив-залив со съемом поддона — 2 900 рублей + 900 рублей, если есть внешний фильтр
С помощью такого способа обновляется до 70% старого масла. Прогретый автомобиль поднимается на подъемнике и через сливную пробку сливается рабочая жидкость. Снимается поддон и фильтр грубой очистки. При этом методе сливается еще около литра масла, то есть замена получается более полной по сравнению с методом “слив-залив”.
Если конструкцией предусмотрен внешний картридж тонкой очистки – он меняется на новый.
В обязательном порядке чистятся от стружки магнитные уловители, расположенные в поддоне. На них оседают продукты износа шестерней, подшипников и клиновидного ремня вариатора. В этом заключается одно из главных достоинств этого метода.
Если поддон стоял на прокладке, она меняется на новую. Если был приклеен, то плоскость поддона от остатков старого уплотнителя, сопрягаемые поверхности обезжириваются и поддон клеится на высокотемпературный герметик. В коробку передач заливается новое масло в объеме равном объему слитой жидкости.
У автомобилей с большим пробегом мы настоятельно рекомендуем промывать радиатор охлаждения АКПП. Стружка, которую не уловили магниты и фильтр, а также дорожная грязь со временем забивают тонкие соты, ухудшая теплоотвод. Признаком этого является перегрев трансмиссии при движении на высоких скоростях, когда радиатор обдувается набегающим потоком воздуха.
Такой способ предпочтителен для автомобилей с большим пробегом и при покупке автомобиля “с рук”, когда вы не знаете, менялось ли масло в “автомате” или нет.
Подробнее
Этапы слива-залива со съемом поддона:
Стоимость аппаратной замены — 2400 рублей.
Для аппаратного способа на СТО Орбита используется профессиональное оборудование фирмы Sivik. Даже если на АКПП нет контрольного щупа, можете быть абсолютно спокойны – установка берет данные из базы и “знает” сколько потребуется жидкости для выставления правильного уровня на любом автомобиле.
Все это выполняется в автоматическом режиме без участия человека.
Для этого метода требуется от полутора до двух заливочных объемов.
В отличие от способа “слив-залив” аппарат позволяет без остатка удалить отработанную жидкость вместе со всей грязью со стенок и каналов гидроблока путем полного замещения. Такой способ – это единственная возможность промыть гидротрансформатор, конечно, не считая его полной разборки.
Подробнее
Этапы аппаратной замены:
Аппаратная замена масла с заменой фильтров, чисткой магнитов и съемом поддона
Стоимость аппаратной замены масла со съемом поддона — 3 900 рублей, а если есть фильтр тонкой очистки — то 4 800 рублей.
Наиболее правильный способ замены масла в АКПП и вариаторе при котором обновляется до 95% старого масла. Способ может применяться при переходе на другую марку масла, а также при ремонте АКПП. Его желательно делать на пробеге 50 000 – 60 000 км. Применять его можно только на обслуживаемой АКПП, где есть возможность снять поддон и заменить фильтры.
В качестве профилактики рекомендуем воспользоваться услугой “промывка гидроблока”.
Если пробег автомобиля перевалил за 150 000 км аппаратный метод нежелателен. При значительном пробеге масло впитало в себя много грязи и фрикционной пыли. При подключении аппарата давление поднимет всю грязь со дна и стенок АКПП и забьёт фильтры, соленоиды и каналы гидроблока.
Недостаток этого метода лишь один — для полного обновления масла требуется от полутора до двух заливочных объемов.
Аппаратная замена масла АКПП выполняется по определенному алгоритму. Сперва автомобиль загоняется на подъемник, где механик откручивает поддон и сливает отработку. Поддон и магниты очищаются от стружки и отложений, меняются фильтры тонкой и грубой очистки. После этого к магистралям посредством переходных штуцеров подсоединяется аппарат Sivik КС-119М.
Подробнее
Этапы полной аппаратной замены со съемом поддона:
В отличие от способа “слив-залив” аппарат позволяет без остатка удалить отработанную жидкость вместе со всей грязью со стенок и каналов гидроблока путем полного замещения. Такой способ – это единственная возможность промыть гидротрансформатор, конечно не считая его полной разборки.
Процедура полной замены масла АКПП на СТО Орбита включает:
• Снятие поддона; • Чистка магнитов от металлической стружки; • Новый внутренний фильтр (при наличии). Есть модели, где фильтр грубой очистки выполнен в виде металлической сетки. Его достаточно тщательно промыть очистителем; • Новый внешний фильтр тонкой очистки (при наличии); • Новая прокладка поддона (при наличии) или проклейка герметиком, замена уплотнительного кольца сливной пробки.
• Замена масла с использованием аппарата.
Подробнее
Полное обновление масла – не панацея от всех бед
Среди автомобилистов бытует мнение, что аппаратная замена вредит “автомату” и подходит не для всех трансмиссий. Есть только один случай, когда такой способ может принести больше вреда, чем пользы. Если за все время эксплуатации в коробку никто не лазил, то есть большая вероятность того, что шлам, присутствующий на стенках в большом количестве, при промывке забьет каналы.
В таких запущенных случаях предпочтительнее использовать метод “слив-залив”. Если с коробкой все в порядке, то заменой масла ее не навредить.
Справедливо и другое утверждение – если коробка сломана (присутствуют рывки/толчки при переключении), то заменой рабочей жидкости ей не поможешь. В таком случае нужно проводить тщательную диагностику и выявлять причины неисправности. Аппаратная метод проводится ТОЛЬКО на исправных АКПП.
Подробнее
Какое оборудование используется на СТО Орбита?
На СТО Орбита мы используем полностью автоматическую установку Sivik КС-119М, которая рассчитана на обслуживание любых типов автоматических трансмиссий и вариаторов на подавляющем большинстве автомобилей. Она обеспечивает полное обновление жидкости методом замещения.
Аппарат подключается к бортовой сети автомобиля и к АКПП с помощью универсального набора переходников. Возможен забор чистого масла как из внутреннего резервуара, так и прямо из канистры. Установка снабжена высокопроизводительным насосом, который позволяет полностью заменить ATF жидкость в любой коробке за 10 минут.
• Система сама следит за объемом старой и новой жидкости и корректирует его в процессе работы; • Заправочные объемы занесены в память аппарата; • В системе остается ровно то количество масла, которое рекомендуется производителем;
•Процесс можно контролировать по цвету сливаемой жидкости через прозрачные окошки на лицевой панели.
Сколько нужно масла для полной аппаратной замены?
Тут важно понимать, что масло находится не только в поддоне. В большом количестве оно присутствует в гидроблоке, гидротранформаторе, шлангах и радиаторе. Когда аппарат подключается к системе, в коробке передач не происходит чёткого замещения. Этот процесс правильнее назвать смешиванием. Новая жидкость, попадая в систему, смешивается со старой. При этом смесь постоянно откачивается насосом в сливную емкость. Концентрация свежей жидкости постепенно увеличивается.
Очевидно, что чем больше свежего масла заливается, тем лучше будет финальный результат. Именно поэтому для такого способа требуется от полутора до двух полных объемов жидкости. В среднем для АКПП/CVT легкового автомобиля или небольшого кроссовера достаточно 12-15 литров.
Почему аппаратную замену лучше сделать на СТО Орбита?
Далеко не у всех СТО есть средства на закупку дорогостоящего оборудования. Многие используют для таких работ примитивные аппараты, зачастую самодельные. Такой подход абсолютно неприемлем при обслуживании такого дорогостоящего узла как АКПП. После замены жидкости на некачественном оборудовании возможны рывки при переключении передач и, как следствие, выход из строя гидротрансформатора.
На СТО Орбита мы используем профессиональное оборудование фирмы Sivik. Даже если на АКПП нет контрольного щупа, можете быть абсолютно спокойны – установка берет данные из базы и “знает” сколько потребуется жидкости для выставления правильного уровня на любом автомобиле. Все это выполняется в автоматическом режиме без участия человека.
На работу и купленные у нас запчасти распространяется фирменная гарантия.
Подробнее
Запишитесь на ремонт
в удобное время
Записаться
Надо ли менять масло в автомате. Экспертиза «За рулем»
Еще десять-пятнадцать лет назад в соответствии с регламентами почти всех автопроизводителей замена масла в автоматах была обязательной. А сегодня производители заявляют, что в этом нет нужды и залитой жидкости хватает на весь срок службы агрегата. Неужели столь существенно изменились конструкция автоматических коробок и состав масел?
Давайте внимательно почитаем регламенты технического обслуживания. Многие автомобильные компании оговаривают, что при эксплуатации в тяжелых режимах масло в автомате всё же нужно менять. К примеру, Toyota установила интервал замены 60 000 км. А ведь частая езда по пробкам тоже относится к весьма тяжелому режиму! Подобные рекомендации дают и фирмы-производители автоматических коробок. Они призывают менять масло в обязательном порядке и иногда даже с более короткими интервалами. Выходит, сегодня автогиганты лишь иначе расставляют акценты, но суть проблемы не изменилась.
Современные автоматы далеко ушли от своих предков двадцатилетней давности, однако их принципиальная конструкция осталась прежней. Более того, автоматы стали более прихотливыми и требовательными к качеству масла. Химическая промышленность тоже не стоит на месте, но вечные технические жидкости существуют только в фантастических рассказах. Однозначный вывод из всего вышесказанного: периодически менять масло в автомате необходимо.
Основные элементы, подверженные наибольшему износу в любой автоматической коробке, - это фрикционы. Они работают в муфтах управления планетарными рядами и блокировки гидротрансформатора. Продукты их износа накапливаются в гидросистеме и могут забить каналы гидроблока и соленоиды. Клапаны очень тяжело поддаются промывке, гидроблок прочистить проще.Основные элементы, подверженные наибольшему износу в любой автоматической коробке, - это фрикционы. Они работают в муфтах управления планетарными рядами и блокировки гидротрансформатора. Продукты их износа накапливаются в гидросистеме и могут забить каналы гидроблока и соленоиды. Клапаны очень тяжело поддаются промывке, гидроблок прочистить проще. | В современных автоматах гидротрансформатор блокируется раньше и чаще. Есть много режимов, в которых фрикционы в его муфте зажаты не полностью, а находятся в состоянии частичной пробуксовки (блокировки). Такие нововведения предъявляют особые требования к качеству масла. Оно должно создавать определенный тепловой баланс и условия смазки в этих пáрах трения. Экономия на хорошем масле приводит к повышенному износу фрикционов, продукты которого быстрее убивают остальные элементы автомата.В современных автоматах гидротрансформатор блокируется раньше и чаще. Есть много режимов, в которых фрикционы в его муфте зажаты не полностью, а находятся в состоянии частичной пробуксовки (блокировки). Такие нововведения предъявляют особые требования к качеству масла. Оно должно создавать определенный тепловой баланс и условия смазки в этих пáрах трения. Экономия на хорошем масле приводит к повышенному износу фрикционов, продукты которого быстрее убивают остальные элементы автомата. |
На своем опыте
Чтобы наглядно продемонстрировать, насколько быстро деградирует трансмиссионное масло в условиях обычной эксплуатации, мы отправили на экспертизу пробы, взятые из автоматических коробок редакционных автомобилей Nissan Almera и Datsun mi-DO.
На Ниссане установлен французский 4-ступенчатый автомат DP2, а на Датсуне — японская 4-ступенчатая коробка Jatco JF414E. В обеих машинах было залито заводское масло, которое ни разу не менялось.
Пробег Алмеры на момент забора пробы составил 120 000 км, а Датсуна — 65 000 км. За исключением высоких нагрузок в ходе марафона «60 часов „За рулем“», всю свою жизнь обе машины провели в условиях обычной городской езды: дом — работа — магазин — дом.
Пробы масла мы отправили на экспертизу в независимую испытательную лабораторию МАДИ-ХИМ.
После исследования, включающего определение кинематической вязкости масла, а также его кислотного и щелочного чисел, в лаборатории сделали однозначные выводы. Специалисты отметили общие признаки ухудшения состояния и эксплуатационных свойств масел: обнаружено большое количество продуктов износа (содержание железа) и снижение моющей способности. Вердикт для обеих машин один: требуется замена.
При этом у масла из автомата Алмеры (Elf Renaultmatic D3 Syn) состояние гораздо хуже, чем у взятого из коробки передач Датсуна (заливали Genuine GM EJ‑1), хотя внешний вид этих жидкостей говорит об обратном.
Масло Elf прошло 120 000 км, но имеет светлый цвет и обычный запах, а Genuine GM с пробегом 65 000 км — откровенно черное. Однако результаты экспертизы еще раз доказали, что ориентироваться только на внешний вид масла нельзя. Вязкость масла Elf упала примерно на 30%, что говорит о значительной деградации присадки—загустителя, - состояние жидкости ужасное. По оценке специалистов, при езде с таким маслом обычно возникают толчки при переключении передач. Наша Almera пока не брыкается, но другая такая же машина со схожим пробегом уже может выказывать неудовольствие заметными тычками при переключениях.
Масло Genuine GM показало высокую стабильность вязкостных показателей и в целом имеет гораздо лучшее состояние и эксплуатационные свойства, чем Elf. Однако оно тоже подустало и требует замены, хотя пробег машины вдвое меньше.
Результаты экспертизы однозначно подтвердили теоретические выкладки: вечного масла не бывает, даже самое дорогое со временем требует замены. Вспомните, как давно вы меняли масло в автомате своей машины. Не пора ли его обновить?
На этой установке определяются щелочное и кислотное числа трансмиссионного масла. По этим параметрам оценивают степень окисления (старения) противозадирного пакета присадок.На этой установке определяются щелочное и кислотное числа трансмиссионного масла. По этим параметрам оценивают степень окисления (старения) противозадирного пакета присадок. | Вискозиметр измеряет кинематическую вязкость масла при различных температурах. В данном случае — при 40 градусах. По степени снижения вязкости судят, к примеру, о деградации присадки-загустителя.Вискозиметр измеряет кинематическую вязкость масла при различных температурах. В данном случае — при 40 градусах. По степени снижения вязкости судят, к примеру, о деградации присадки-загустителя. |
Применение и противопоказания
Пример подбора масла-заменителя, максимально приближенного к оригинальному. Для автоматов Mercedes-Benz вместо заводской жидкости можно купить, например, один из двух продуктов фирмы Motul — жидкость ATF 236.14 или ATF 236.15. На их этикетках указаны одобрения только этого автопроизводителя с соответствующими фирменными кодами. Значит, владелец Мерседеса может безбоязненно лить такое масло в коробку своей машины.
Пример подбора масла-заменителя, максимально приближенного к оригинальному. Для автоматов Mercedes-Benz вместо заводской жидкости можно купить, например, один из двух продуктов фирмы Motul — жидкость ATF 236.14 или ATF 236.15. На их этикетках указаны одобрения только этого автопроизводителя с соответствующими фирменными кодами. Значит, владелец Мерседеса может безбоязненно лить такое масло в коробку своей машины.
Как ни странно, случается, что замена масла пагубно влияет на работу автоматической коробки. Ее детали даже при эксплуатации в щадящем режиме подвержены неизбежному износу (в основном это касается фрикционов), и со временем продукты износа равномерно осаждаются на внутренних поверхностях всей гидросистемы автомата.
Свежезалитое масло имеет более выраженные моющие свойства, чем старое, поэтому оно активно смывает часть отложений и может перенести значительный их объем в гидроблок и его соленоиды, вызвав засорения. Как следствие возможны рывки и задержки при переключении передач.
Такая опасность угрожает, в основном, коробкам с очень большими пробегами, в которых ни разу не обновляли масло. А также коробкам, которые уже имеют неисправности, пока серьезно не сказывающиеся на их работе. В обоих случаях в гидросистеме накапливается критическая масса продуктов износа. Однако риск усугубить состояние автомата после замены масла можно минимизировать, ведь его можно обновлять несколькими способами.
Самый безопасный — это частичная щадящая замена масла без снятия поддона и обновления фильтра. Обычно из картера коробки можно слить лишь половину заправочного объема жидкости (у современных автоматов полный объем составляет около 10 литров). Из картера сливают два-три литра и доливают новое масло до нормального уровня. Примерно через 1000 км операцию повторяют.
Такой вариант подойдет тем, кто купил машину с пробегом более 100 000 км, но не имеет сведений о том, менялось ли прежде масло в коробке и как эксплуатировался автомобиль. Этот метод предпочтителен и когда есть серьезные подозрения в плохом состоянии автомата — если масло имеет не только черный цвет, но и характерный горелый запах. Каждый этап щадящей замены обойдется примерно в 1000 рублей.
А полное обновление масла за несколько итераций, включая стоимость самогó масла, облегчит кошелек примерно на 6000 рублей.
Наиболее распространенный вариант — обычная частичная замена масла. Она подходит при плановом обновлении жидкости, когда нет сомнений в исправности автомата. Из картера сливают весь объем масла (со снятием поддона) и меняют фильтр. Таким образом обновляют около пяти литров жидкости. За работу возьмут примерно 2000 рублей. В идеале частичную замену желательно провести после двух щадящих — тогда масло полностью обновится и автомат прослужит дольше.
Третий способ — полная замена масла с использованием установки, которую подключают к магистралям гидросистемы автомата. Такая установка вытесняет под давлением старую жидкость и замещает ее новой, - в коробке обновляется всё масло за один присест. Правда, для замены понадобится дополнительно литр-другой к рекомендованному заправочному объему.
За работу с подключением установки и заменой фильтра заплáтите примерно 3000 рублей. Этот способ может быть стрессовым для гидросистемы автомата: присутствует риск засорения гидроблока и соленоидов. Поэтому в общей массе он подходит для автомобилей, которым заменяют масло при пробегах до 100 000 км.
Но сервисные технологии не стоят на месте — безопасность полной замены с помощью установки можно повысить и на пробегах далеко за 100 000 км. При выборе исполнителя отдавайте предпочтение соответствующим программам от крупных производителей масел и автохимии.
Они подразумевают партнерство с авторизованными сервисами, оснащенными современным и эффективным оборудованием, обучение персонала и входную диагностику коробки, а также ответственность за выполненную работу. Такой подход существенно снижает риск засорения гидроблока и соленоидов при замене масла.
Как минимум вас предупредят о подводных камнях, если диагностика выявит существенный износ агрегата и полная замена не сможет дать желаемого результата.
Процесс обновления масла в автомате хорошо виден через прозрачные трубки автоматической установки АТМ-2 MotulEvo. Грязную темную жидкость, выходящую из коробки под давлением, сменяет чистая и прозрачная. Такую станцию используют также ремонтники, чтобы проверить у восстановленного автомата пропускную способность системы охлаждения.
Процесс обновления масла в автомате хорошо виден через прозрачные трубки автоматической установки АТМ-2 MotulEvo. Грязную темную жидкость, выходящую из коробки под давлением, сменяет чистая и прозрачная. Такую станцию используют также ремонтники, чтобы проверить у восстановленного автомата пропускную способность системы охлаждения.
Профилактический курс
Производители автоматов и фирмы, занимающиеся профессиональным ремонтом, рекомендуют одинаковые интервалы замены. С ними солидарны и автоконцерны (речь идет о тех случаях, когда машины эксплуатируются в тяжелых условиях). При щадящей эксплуатации достаточно частичной смены масла с заменой фильтра на 80 000–100 000 км пробега. Далее следует обновлять жидкость через каждые 40 000–50 000 км, причем снимать поддон и менять фильтр можно уже через раз. В тяжелых условиях первую частичную замену надо проводить раньше — на 60 000 км, а дальше полностью соблюдать те же условия, что и при щадящей эксплуатации.
Группа крови
На рынке представлено много заменителей оригинальных масел. Их главная особенность — соответствие общим требованиям и спецификациям, которые иногда далеки от заводских параметров для конкретных автоматов. Например, у некоторых заменителей с дешевыми основой и пакетом присадок изменения объема при нагреве и охлаждении аж вдвое больше, чем у оригинальных масел. Значительное превышение уровня жидкости в жару не так страшно, как его снижение при отрицательных температурах, чреватое масляным голоданием.
При покупке масла-заменителя лучше ориентироваться на бренды с мировым именем и не соблазняться более низкой ценой по сравнению с оригинальным продуктом. Дополнительная подстраховка — выбор жидкости, соответствующей конкретному стандарту (например, Dexron III или Dexron IV), вместо универсальной. В идеале лучше приобретать заменители, максимально приближенные к оригинальному маслу. Это жидкости, которые разработаны только под определенные спецификации конкретного производителя автомобилей или коробок.
Однако иногда следует заливать строго оригинальное масло. Особенно это важно для автоматов последних поколений, которые очень чувствительны к составу присадок. Хватает примеров, когда при использовании даже качественного масла-заменителя появляются посторонние звуки при переключениях передач и прочие шумы. К примеру, такое бывает с 6-ступенчатыми коробками ZF.
* * *
Особое питание
Периодическая замена масла продлевает срок службы автоматической коробки, а порою и решает некоторые проблемы в ее работе.
Например, если детали коробки не имеют механических повреждений, но продукты возрастного износа засорили гидроблок и соленоиды, став причиной рывков при переключениях, новая жидкость вполне способна вымыть эти строптивые частицы.
Подобный трюк иногда используют автопроизводители, выпуская сервисные бюллетени по устранению определенных проблем в работе автомата (например, посторонних шумов). Они предписывают замену заводского масла другим, с измененными характеристиками. Но если автомат уже сильно изношен, обновление масла лишь ненадолго отсрочит капитальный ремонт.